Как ранее сообщал «Полит.ру», в британской газете The Guardian 3 мая была опубликована статья, посвященная проекту ПАТЭС (плавучей атомной теплоэлектростанции) и перспективам ее использования в Арктике. В статье в частности приводятся высказывания представителя скандинавской экологической организации Bellona о том, что «за счет выбросов радиации и тепла» плавучие АЭС при их использовании для разработки нефтяных, газовых месторождений могут оказать влияние на экосистему Арктики. Кроме того, высказано предположение о том, что «ядерные отходы, которые возникнут в процессе эксплуатации АЭС, будут сбрасываться в океан». В статье также утверждается, что строительство пилотной ПАТЭС осуществляется на предприятии «Севмаш» (Североморск).
«У нас есть опыт плавания атомных судов, мощности у которых почти такие же, как у ПАТЭС. И они никакие отходы в океан не сбрасывают! На самой ПАТЭС предприятия по переработке топлива не будет, ее просто будут перегонять на обслуживание, где будет производиться перегрузка топлива без какого-либо слива», - прокомментировал статью британской газеты начальник лаборатории перспективных реакторных концепций РНЦ «Курчатовский институт» Станислав Субботин.
По его словам, «с точки зрения экологии как науки, мы попали в очень интересную ситуацию». «Обнаружить радионуклиды значительно легче, чем химическую субстанцию. А уровень воздействия радионуклидов на организм принципиально выше на порядки, чем уровень обнаружения его», - отметил эксперт.
Как подчеркнул Субботин, в природе радионуклидов на порядки больше, чем тех, с которыми мы работаем. «Я недавно был в Думе, и там пришли нефтяники на заседание комитета по экологии и говорят: может, нам тоже продлить отпуск и молоко давать – у нас же радионуклиды в запорной арматуре, свинец садится, идет естественный распад урана-238, радия, радона и прочего. А им в ответ: у вас радионуклиды естественные, мы их не боимся, а вот в ядерной энергетике они искусственные – их мы боимся», - рассказал он.
Так что речь, по словам начальника лаборатории перспективных реакторных концепций РНЦ «Курчатовский институт», «идет не о действительной опасности, а об уровне страха». «Если мы будем бояться ядерной энергетики, как Бабы Яги дети боятся, то впору жить в пещерах при лучине. Все время, когда мы говорим о риске, мы принимаем решение относительно нашего будущего», - полагает он.
«Почему экологи паникуют? Каждый хочет кормиться на той проблеме, на которой может. За это платят. Мы называем это механизмом капитализации страха. На этом многие живут. Эффективность ядерной бомбы в том, что ее боятся. Если перестанут бояться радионуклидов, то представляете, как понизится порог приемлемости ядерного оружия? Чем больше мы боимся, тем лучше. Это позволяет нам совершенствовать и ядерный реактор, и ядерный топливный цикл, и средства транспортировки. Эффективность ядерной энергетики такова, что мы ее себе можем позволить. Думаю, что чем больше будут бояться нашу установку, тем более совершенной она будет. А строят ее уже не на «Севмаше». Там начинали, а продолжили на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге», - подытожил Субботин.
Справка:
Атомные теплоэлектростанции на базе плавучих энергетических блоков (ПЭБ) с реакторными установками КЛТ-40С предназначены для выработки и выдачи потребителям электрической и тепловой энергии, кроме того, при установке специального оборудования возможно опреснение воды. Размещение плавучих атомных теплоэлектростанций (ПАТЭС) наиболее целесообразно в районах, в которых отсутствуют топливно-энергетические ресурсы и/или их доставка сопряжена с большими трудностями (Крайний Север, Дальний Восток России, островные государства азиатско-тихоокеанского региона и др.). Первая АЭС такого типа "Академик М.В. Ломоносов" до лета 2008 г. строилась в Северодвинске, затем строительство перенесено на Балтийский завод в Санкт-Петербург.