Новая статья известного психолингвиста, доктора филологических наук Ревекки Фрумкиной посвящена заочной дискуссии с тезисом, высказанным ректором ГУ-ВШЭ, профессором Ярославом Кузьминовым в его статье в «Ведомостях» от 23 июля 2008 г., посвященной перспективам высшего образования в России.
Там он поделился своими впечатлениями о том, что во Франции нет никаких вступительных экзаменов: «Каждый получивший аттестат старшей школы может просто записываться в университет».
Р.М. Фрумкина отмечает, что это правда. На самом деле, «французский университет по определению открыт для всех, кто обладает дипломом бакалавра». Однако она приводит ряд уточнений к этому утверждению. «Во-первых, получить этот ...аттестат не так-то просто – недаром результаты экзамена на бакалавра (это и есть аттестат старшей школы) публикуются в центральных французских газетах. Во-вторых, поступление в университет вовсе не является пределом мечтаний молодого француза/француженки, ориентированных на профессиональную карьеру дипломированного специалиста».
Автор статьи также пишет о том, что «сам по себе университетский диплом – даже диплом Сорбонны – не сулит никаких особых преимуществ при приеме на работу. Зато есть другие образовательные институции, которые изначально «задуманы» государством как обеспечивающие кадрами важнейшие структуры государства и общества – это так называемые Grandes Ecoles».
Ревекка Марковна обращает внимание на то, что «туда сдают экзамены – причем требования к поступающим таковы, что поступить непосредственно в Ecoles прямо из лицея практически невозможно: надо сначала поступить в специальные подготовительные классы, именуемые в просторечии prepa, а уже после двух лет в prepa держать экзамены в какую-нибудь из Ecoles».
Более того, «высоко конкурентная среда prepa не однажды порождала во французском обществе дискуссии о том, не готовят ли там преимущественно профессиональных невротиков. Зато каждый, поступивший в одну из Grandes Ecoles, считается госслужащим, именно в этом качестве получает стипендию и, что крайне важно, обеспечен тем, чего так страшились мои ровесники во времена учебы в МГУ – направлением на работу – тогда это называлось распределением».
Автор статьи подчеркивает, что в отличие от России высшее образование как таковое не обладает для французской молодежи никакой особой магией. У нас же его притягательность имеет особые причины. Она вызвана не только стремлением юношей избежать призыва в армию, но и желанием молодых людей удовлетворить некую социальную норму, реализовать неявное предположение о том, что «наличие в/о само по себе является гарантией уровня цивилизованности». См. подробнее "Магия в/о".
См. также:
- Ревекка Фрумкина. Провокативность и провокационность
- Ревекка Фрумкина. «Входите тесными вратами»
- Ревекка Фрумкина. «Дневник для записывания»
- Интеллигенты, интеллектуалы и умные люди: "Нейтральная территория" с Ревеккой Фрумкиной
- Ревекка Фрумкина. «И не оспоривай глупца»…
- Ревекка Фрумкина. Наука и ее творцы в исторической перспективе
- Ревекка Фрумкина. «Формально правильно…»
- Ревекка Фрумкина. Американские истории