Корреспондент «Полит.ру» Лев Файнберг смог поговорить с Председателем Верховного суда Вячеславом Лебедевым о роли прокуратуры в следствии и этике судейского сообщества.
Некоторые депутаты, Виктор Илюхин в частности, постоянно поднимают вопрос о возвращении роли прокуратуры в следствии. Ваша позиция по этому вопросу какая?
У меня одно желание: чтобы следственные дела, по ним качественно было проведено предварительное следствие и чтобы там меньше было нарушенных прав, потому что потом эти нарушения, они все обозначаются в суде и доказательства становятся недопустимыми. Любое решение этого вопроса, то есть под контролем за прокурором, Следственным комитетом, любое, лишь бы это давало, не нарушало прав граждан.
Вы поддерживаете эту идею сделки с правосудием?
Законодатель примет — будем исполнять. Я не пойму другого, то что два дня обсуждают относительно того, что не надо досудебного рассмотрения споров о налогах. Вот это совершенно непонятно, причем законопроект не читают! Ну а зачем обсуждать, если не читали. Прочитайте, и обсуждайте пожалуйста, можно критиковать.
Если я правильно помню, в советское время был такой порядок — можно было придти в суд и тебе помогут составить заявление. Сейчас обязательно идти к адвокату, десять тысяч выложи за номера статей и они еще не за все берутся...
Во многих судах введены общественные приемные. Там не судья сидит, в советское время — да, это говорил судья, что надо сделать. Но там сидит работник суда, который владеет ситуацией. Он говорит, какие документы надо подготовить для обращения в суд, чтобы гражданин лишний раз не ходил. Мы это имеем в виду. Есть сайты, есть ГАС «Правосудие».
Какие там будут новеллы в кодексе судейской этики?
В основном все то, что уже есть. Что нового? Смотрите, что получилось — антикоррупционный пакет президента: судье нельзя работать адвокатом, поверенным, представителем юридического, физического лица. Вопросов никаких не было. Вдруг закон выходит с содержанием, что это не распространяется на судей в отставке. Но позвольте, разве это не очевидный конфликт интересов? И кто будет осуществлять контроль за этим конфликтом интересов? Верховный суд внес законопроект, с просьбой исключить это положение принятого закона и вернуться к положению, что судья не имеет права, ни действующий, ни в отставке, работать ни адвокатом, ни поверенным, ни представителем ни физических ни юридических лиц.
Спасибо.