
Если Мариан Лупу пойдет на коалицию с коммунистами, то потеряет часть своего электората, которые воспринимали его как альтернативу коммунистам, сказал заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин в интервью "Полит.ру".
По словам Макаркина, на последних парламентских выборах коммунисты, хотя и получили относительное большинство, но по сути оказались проигравшими, потому что сейчас у четырех оппозиционных партий, которые прошли в парламент, в сумме большинство голосов, и они могут сформировать правительство.
Политолог это объясняет двумя причинами. «Во-первых, коммунисты до последнего времени балансировали между Россией и Западом. Они могли выглядеть как пророссийская партия, которая привлекает к себе тех, кто тяжело воспринял распад СССР. Одновременно они привлекали часть избирателей, ориентированных на европейскую интеграцию. После последних выборов и беспорядков, в которых Воронин обвинил Румынию, деятельность Воронина подверглась критике на Западе, и он начал серьезно сближаться с Россией. Коммунисты, по сути, перестали опираться на принцип маневрирования, и западническая часть коммунистического электората, которая была, конечно, у коммунистов в меньшинстве, но позволяла им доминировать в политике, от них ушла», - сказал Макаркин.
Вторая причина связана с первой, отметил политолог, только персонифицирована. «От коммунистов ушел бывший спикер парламента Мариан Лупу, который был сторонником ориентации на Запад. Он пошел в Демократическую партию, которая проиграла прошлые выборы и, казалось, была обречена на постепенное исчезновение из политики как партия-неудачница. Но Лупу на своем ресурсе смог принести партии серьезный результат, который провел ее в парламент. Вместо разгрома она оказалась в парламенте. Если на прошлых выборах в парламент прошли четыре партии, то сейчас прошли пять партий, включая демократов.
Главной интригой этих выборов был вопрос, у кого Лупу отберет голоса: у коммунистов или у блока Урекяна, центристского блока, который и на прошлых и на этих выборах прошел в парламент. В зависимости от того, будет ли перераспределение голосов в рядах оппозиции, коммунисты могли без проблем получить большинство, и тогда вопрос состоял только в том, смогут ли они избрать президента, сможет ли их большинство быть столь убедительным.
При другом варианте демократы отбирали голоса у коммунистов. Реализовался именно второй вариант. То есть Демократическая партия во главе с экс-коммунистом Лупу смогла пройти в парламент за счет сокращения воронинского электората, за счет ухода из этого электората продемократической части.
Похоже, именно у демократов будет то, что называется «золотой акцией». Они могут вступить в союз с правой оппозицией и сформировать большое правительство оппозиционной коалиции всех против коммунистов. Но эта коалиция будет недостаточно устойчивой, потому что выход любой политической силы из нее будет равнозначен отставке правительства. Это нестабильная коалиция, потому что в ней отсутствует признанный лидер.
На втором месте после коммунистов на выборах оказались либеральные демократы, но их отрыв от либералов и от демократов, то есть от двух других партий не такой большой, чтобы могла идти речь о безусловном доминировании в лагере оппозиции. Поэтому тут еще на этапе согласования коалиции могут возникнуть достаточно серьезные проблемы, кто главный и как быть с разделом постов», - сказал Макаркин.
Кроме того, по варианту большой коалиции четырех оппозиционных партий будет проблема с выборами президента, как и после предыдущих выборов. Сами эти партии не смогут избрать главу государства, у них, как и у Воронина, после прошлых выборов не хватало для этого голосов. «Разница в том, что встает вопрос, насколько для них важно провести на пост президента именно своего человека, а не более-менее нейтральную фигуру. Воронину было важно сохранить президентство за коммунистами. Оппозиция может пойти на большие компромиссы. Поэтому если оппозиция сформирует правительство, то далеко не факт, что им не удастся согласовать кандидатуру на пост президента, которая могла бы быть приемлемой для коммунистов. Такая вероятность есть», - убежден эксперт.
Второй вариант - это коалиция коммунистов и демократов, когда традиционная оппозиция остается в оппозиции, а ПКРМ и Демпартия смогут разделить власть, выбрать президента и сформировать правительство. «Этот вариант возможен и может привести к созданию более стабильного правительства. Но у этого варианта есть одна большая проблема, что Лупу уходил от коммунистов, подвергнув их резкой критике, и теперь, если он с ними договорится, это может быть негативно воспринято его избирателями, которые голосовали за него как за альтернативу коммунистам. Это политик, ориентированный на длительную успешную карьеру. Вопрос, насколько он пойдет на договоренности с коммунистами в этой ситуации. Многое будет зависеть от того, что предложат ему коммунисты, и что предложит ему оппозиция», - заключил Макаркин.
См. также:
- Депутат Илья Пономарев: выборы в Молдавии были образцово-показательными, и заявления об обратном меня удивляют
- Политолог Георгий Чижов: Лупу может поддержать молдавских коммунистов, не создавая формальной коалиции
- Политолог Александр Кынев: в молдавском парламенте есть три варианта коалиции, два из них - с коммунистами
- Молдавские коммунисты станут оппозицией
- Политолог Михаил Тульский: для России Лупу как президент Молдавии лучше Киртоакэ, но похуже Воронина