«Полит.ру» продолжает вторую часть проекта, посвященного книжному рынку – «Книжный рынок: осень 2009». Первую часть проекта см. здесь: «Книжный рынок и экономический кризис».
Борис Куприянов, соучредитель проекта «Фаланстер»
Как изменился книжный рынок за последние полгода?
За полгода стало меньше издаваться книг, и цены на них поднялись.
Не возникало из-за этого проблем с поставками из издательств?
Нет. У нас нет никаких проблем с поставками книг. Просто издательства стали меньше их издавать.
То есть книжные склады опустели?
Нет, такой вывод не логичен. Я не могу сказать, что книжные склады пустуют. Наименований книг стало выходить меньше, а эти склады как были, так и остались. Они входят с систему книгораспространения в стране, они не могут пустовать.
Объемы продаж у вас как-нибудь изменились?
Нет, у нас они остались прежними, не уменьшились и не возросли.
А какова ситуация по другим магазинам?
Я считаю, что если количество книг и объем продаж упали, то незначительно. Но это ситуация в Москве. А в регионах они упали очень сильно. Проблема заключается в том, что у нас как не было хорошей системы распространения книжной продукции, так и нет. Система распространения даже стала еще хуже.
Спрос на книги в зависимости от тематики как-то изменился?
У нас – нет. Но мы занимаемся литературой гуманитарного направления.
Вы считаете, будет ли у кризиса «второе дно»?
Кризис на книжном рынке начался примерно 10 лет назад. Он продолжается, и нет никаких оснований полагать, что он остановится, пока у нас не будет хорошей системы распространения.
Нужно ли бороться с интернет-пиратством? И если да, то какими методами?
Я считаю, что если человек публикует книгу в Интернете, то это хорошо. Опять же к вопросу о системе распространения, если книга никаким другим образом не может добраться до Владивостока, то ее появление в Интернете – это прекрасно. Опыт показывает, что публикация книги в Интернете никак не сказывается на продаже ее бумажных носителей. Даже наоборот. Опыт Арсена Ревазова, который выложил свою книгу в Интернете сразу, как только она вышла в печати, показал, что это только увеличивает продажи.
См. также:
- Кирилл Вах («Индрик»): может получиться, что сегодня мы находимся только на пороге кризиса, а не на его пике
- Мария Устюжанинова («Книжное обозрение»): книжные магазины закрываются не только из-за кризиса
- Михаил Морозовский («Книжное дело»): у нас предпочитают перекупать людей, а не компании
- Юлия Загачин («Розовый жираф»): детским издательствам книжные «пираты» не страшны
- Дмитрий Лобанов («Книжный мир»): некоторые издательства ищут своих авторов среди популярных блоггеров
- Ольгерт Либкин («Текст»): пик пиратской вакханалии, в отличие от пика кризиса, уже прошел
- Ольга Тублина («Издательство Константина Тублина»): в издательствах продолжаются увольнения, книжные склады переполнены
- Светлана Стоялова («Европа»): издательства не обладают инструментами для борьбы с Интернет-пиратством
- Михаил Иванцов («Новый Книжный – Буквоед»): на книжном рынке нас ждет долгосрочная стагнация
- Александр Иванов («Ad Marginem»): книжный бизнес продолжает использовать экономические рычаги, которые привели к кризису
- Марина Каменева (магазин «Москва»): в регионах книжные магазины закрываются почти в каждом городе
- Борис Пастернак («Время»): самым неэффективным звеном книжного рынка оказались оптовики
- Читатели не хотят отдавать книжному бизнесу право определять художественную ценность книги. Данные опросов
- Анна Голосовская («Аванта+»): тем, кто продавал книги по почте или вразнос, было негде взять товар
- Георгий Лямин («Топ-книга»): мы пережили "дно" и сэкономили более 240 млн. рублей