Выборы 11 октября в Дербенте, втором по величине городе Дагестана, прошли с многочисленными нарушениями, и их результаты могут быть объявлены недействительными. Сложившуюся в республике ситуацию для «Полит.ру» прокомментировал известный эксперт по Кавказу и регионам ЮФО, главный редактор интернет-издания "Кавказский узел" Григорий Шведов:
День голосования в Дагестане, особенно в Дербенте, был ознаменован коллапсом контроля над ситуацией, и причина этого кроется в борьбе за власть. До сих пор неизвестно, останется ли нынешний президент Муху Алиев на своем посту, и в этой ситуации многие люди пытаются получить дополнительные ресурсы для влияния на ситуацию в республике. В первую очередь, это связано с тем, что Дербент - второй по величине город в Дагестане, и очевидно, что должность, за которую шла борьба, подразумевает очень существенное влияние в республике, так как глава Дербента играет ключевую роль в так называемом Юждаге — Южном Дагестане. Юждаг по существу представляет особый регион — со своей экономикой, религиозными лидерами и святынями, национальными и даже геополитическими проблема (с неопределенной границей и водозабором, осуществляющимся в пользу Баку). Через этот город идет если не вся, то значительная часть торговли с Азербайджаном, в регионе хорошо развит аграрный сектор, и очевидно, что в этих сферах очень много злоупотреблений, то есть у руководителя высокого уровня много возможностей вылавливать для себя прибыль в этой мутной воде. Так что в целом ситуация была прогнозируемой.
«Кавказский узел» давно писал, что на выборах в республике будет беспрецедентная борьба. В частности, потому что многие группы интересов остались не удовлетворены назначением Муху Алиева президентом республики и до сих пор оспаривают его должность. В этом отношении напряжение в связи с организацией, или скорее дезорганизаций процесса голосования не удивительно. Стоит отметить, что в трех районах Дагестана - Левашинском, Хунзахском и Гунибском, где выбирали руководителей районов, в списках кандидатов значились и действующие главы, однако, согласно предварительным подсчетам голосов, лишь в Гунибском районе удается сохранить свой пост. Это именно тот район, после публикации о незаконных застройках в котором был убит журналист газеты «Истина», именно тот район, в котором преследуются как с помощью судебных разбирательств, так и физического отстрела выходцы из селения Согратль. В Левашинском районе «отметился» тяжеловес 90-х, в прошлом депутат Государственной Думы и до сих пор влиятельный лидер Гаджи Махачева, 6 октября он приехал в Левашинский район как доверенное лицо главы района Нурбаганда Гапизова для проведения агитационной встречи с населением сел Урма, Кулецма, Охли и Ахкент. Гаджи Махачев рассказал «Кавказскому Узлу»: «Встреча с избирателями в селении Урма прошла спокойно, и я должен был ехать в село Кулецма. В это время ко мне подошли люди и сказали, чтобы я не ехал через райцентр Леваши, так как на дороге собралось около пятисот вооруженных людей. Оказалось, что в течение 5 часов была перекрыта дорога к райцентру из 8 аварских сел».
Особенностью выборов в Дербенте стало то, что применение административного ресурса и технологий, недопустимых в правовом и моральном смысле, шло приблизительно в равной степени со стороны двух основных кандидатов. Нельзя сказать, что был один центр силы, из которого исходило применение административного ресурса и других технологий давления, как это обычно бывает в России и было наглядно продемонстрировано избирательным процессом в Астрахани.
Возможно, из-за многочисленных нарушений выборы мэра Дербента будут признаны недействительными, и в таком случае город ждет новое голосование. По одному сценарию, голосование может быть признано недействительным по всем избирательным участкам, и это, безусловно, повлияет на ситуацию в лучшую сторону. Люди смогут снова сделать выбор, возможно, будет больше контроля. По другому, более вероятному варианту, результаты голосования могут быть отменены только на части участков. В этом случае, думаю, победит кандидат от «Единой России».