Президент Дмитрий Медведев образовал комиссию при своей администрации с целью изучения путей совершенствования системы Единого государственного экзамена.
Встречаясь сегодня с министром науки и образования России Андреем Фурсенко, президент сказал, что комиссия не будет преследовать цель «поставить под сомнение» ЕГЭ. «Это правильное направление совершенствования нашего образования, — сказал Медведев. — Это система, которую мы обсуждали и с вами, и с представителями педагогической общественности, но, как всякая система, она не свободна от недостатков».
Речь не идет об отмене ЕГЭ, подчеркнул президент Медведев. «Комиссия должна будет определить, какие методические подходы должны быть к единому госэкзамену, что поменять, в каком объеме. Это в то же время будет и помощью вашему ведомству», — сказал президент в разговоре с министром образования. Дмитрий Медведев отметил, что он решил сделать эту комиссию надведомственной.
«В столицах, в Москве и в Питере, стало больше региональных абитуриентов, люди привыкают к новому состоянию рынка, когда заказчиком становится клиент, а вузу приходится обзванивать абитуриентов, коррупция стала меньше и появилась свобода выбора», — сообщил на августовской пресс-конференции в РИА Новости по итогам прошедшей на основе ЕГЭ приемной кампании ректор Государственного университета — Высшая школа экономики Ярослав Кузьминов. По его словам, около 10 млрд рублей составляли теневые платежи на входе в вузы, сейчас эти деньги сохранены для семьи или пошли на цивилизованную подготовку.
На пятерку оценил приемную кампанию ректор Санкт-Петербургского государственного университета Николай Кропачев. Он напомнил, что в прошлом студентов фактически превращали в крепостных, как крестьян без паспорта, сейчас после вмешательства прокурора вузы стали отдавать аттестаты для перехода в другой вуз и для одновременного поступления в разные вузы. 40-42% абитуриентов поступают на экономические и юридические специальности, в мире — 30%. Кропачев согласен с Кузьминовым в том, что отсутствие преподавания экономики и права в школе — это неправильно. В вузах России работают преподаватели, а должны работать ученые-преподаватели.
Власти уже говорили о необходимости мониторинга результатов ЕГЭ. «Этой осенью мы проведем мероприятия, проходящие в рамках мониторинга, который мы ведем в усиленном режиме для проверки, насколько адекватно были выставлены результаты ЕГЭ. Для первокурсников ряда вузов страны будут проведены экзамены, идентичные тем, которые они сдавали во время ЕГЭ-2009», - говорила недавно руководитель Рособрнадзора Любовь Глебова. «Никаких пересмотров результатов ЕГЭ не будет, никаких отчислений не произойдет», - заверила глава Рособрнадзора. Она подчеркнула, что целью мониторинга является выяснение, в частности, «как коррелируются результаты ЕГЭ (с реальным уровней знаний)».
Московским властям результаты ЕГЭ также не очень понравились. Во всех московских ВУЗах проверят иногородних студентов-отличников по результатам единого государственного экзамена (ЕГЭ), заявлял ранее мэр Москвы Юрий Лужков. По его словам, в некоторых регионах, в частности в «южном поясе», наблюдалась тенденция давления на преподавателей с целью завышения результатов ЕГЭ, в результате чего множество иногородних студентов с отличными результатами по государственному экзамену поступили в столичные ВУЗы.
Чиновники федерального центра единым госэкзаменом довольны. По мнению президента Дмитрия Медведева, система ЕГЭ "не идеальна" и "нуждается в совершенствовании", но у нее есть три больших плюса - она "направлена против коррупции", "делает сам процесс сдачи гораздо более прозрачным" и "уравнивает тех, кто учится в провинции, в глубинке, с теми, кто учится в столичных городах". Президент отметил и "определенные сложности", ЕГЭ, которые по его словам, заключаются в том, что "люди подают заявления в разные институты, в разные университеты, причем некоторые подают их десятками, и так далее".
В связи с этим Медведев предложил "определить, может быть, предельное количество высших учебных заведений, куда можно подавать заявления, будет это пять или десять, но вот просто, чтобы здесь какой-то барьер присутствовал
ЕГЭ в России позволил получить «уникальную базу данных системы образования», заявил министр образования и науки Андрей Фурсенко. По его словам в будущем предстоит в полной мере учесть и реализовать тот потенциал, который удалось накопить после первого года проведения ЕГЭ в штатном режиме. В частности были получены данные о качестве подготовки школьников, уровне квалификации учителей, а также коррупционности региональных систем образования.
По данным "Левада-Центра", более половины опрошенных (абитуриентов (54%) положительно относятся к введению ЕГЭ, отрицательно — 39%. 55% респондентов считают, что в школе их "хорошо" подготовили к сдаче экзамена, но 30% считают, что "посредственно", а 6% — "плохо". В среднем московские абитуриенты подали документы в 4 вуза.
"С ЕГЭ получился анекдот. Проб было много, но после множества проб ошибок меньше не стало. Поэтому ЕГЭ в штатном режиме в 2009 году – это явление, скомпонованное исключительно из проб и ошибок, не до конца проанализированных", заявлял в интервью "Полит.ру" руководитель московского Центра образования №548 «Царицыно», членом Общественной палаты РФ, народным учителем РФ Ефим Рачевский.
См. также:
- Переходный период ЕГЭ закончился: что дальше? Он-лайн конференция с Е. Рачевским в "АиФ", 3 июня 2009 г.
- «Мы живем на границе возможного и разрешенного». Интервью с директором 57-ой школы г. Москвы Сергеем Менделевичем
- Ефим Рачевский: «Непьющие семьи России связывают будущее своих детей с качеством их образования». В Москве открылась 6-ая конференция «Тенденции в области образования»
- Школьная свеча в подмосковном селе
- Один год из жизни директора сельской школы