Госдума приняла в третьем, окончательном чтении, закон, который ужесточает ответственность для организаторов и участников преступных группировок. Комментируя закон, зампред комитета Совета Федерации Юрий Бирюков заявил:
- Поправки в
Уголовный Кодекс Российской
Федерации в ч.4 ст. 35 УК РФ вводят новый признак преступного сообщества,
одна из целей его создания
- получение прямо или косвенно
финансовой или иной материальной выгоды.
Надо сказать,
что цель получения финансовой или
материальной выгоды, является основой
любого имущественного преступления,
а если речь идет об организованном
преступном сообществе, то получение
финансовой или иной материальной выгоды
является самым необходимым условием
его существования. Почему этого не было
в законе раньше, вроде бы речь идет о вещах
само собой разумеющихся.
В большей части
это результат недооценки организованной
преступности, было много общих разговоров,
но реальную ситуацию мало кто знал и представлял
в полном объеме.
Внесение изменений
в ч.4 ст.35 УК РФ, должно повлечь за
собой и дальнейшие изменения
в Уголовном Кодексе направленные
на подрыв в финансовой и экономической
основы организованной преступности.
В практической
деятельности правоохранительных органов
и суда, давно возникает вопрос,
почему в ст.ст. 174 и 1711 УК РФ исключена
уголовная ответственность за легализацию
(отмывание) денежных средств, если эти
денежные средства были получены в
результате совершения налоговых преступлений.
Ясности в этом
вопросе мало, но частичное объяснение
есть в заключении комитета Государственной
Думы по кредитным организациям и
финансовым рынкам по проекту федерального
закона «О противодействию легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным
путем» от 21 мая 2001 года.
В нем указано,
что ст.174 УК РФ, по которой возможно
возбуждение уголовного дела при
выявлении подозрительной операции
и которая предусматривает ответственность
за легализацию (отмывание) преступных
доходов, может повлечь за собой
расширенное толкование закона.
Поэтому принципиально
важно, четко ограничить сферу действия
данного закона. При проводимом в
настоящее время курсе на либерализацию
налогового и валютного законодательства
принципиально важно вывести
налоговые правонарушения за пределы
сферы действия законодательства по противодействию
легализации (отмывания) грязных денег.
Таким образом, санкции должны наступать
в случае доказанности легализации (отмывания)
доходов полученных преступным путем
в результате совершения краж, мошенничества,
разбоев и т.п., за исключением налоговых
преступлений.
Вывод более
чем сомнительный, жизнь показала
что деньги, полученные в результате
налоговых преступлений, ничуть не
хуже используются для подпитки организованной
преступности.
Более того, такие
деньги на постоянной основе добываются
именно в результате системного совершения
налоговых преступлений преступными сообществами,
а не в результате банального совершения
краж, грабежей и т.п.
Введение в ч.4 ст.35 УК РФ нового признака преступного сообщества получение прямо или косвенно финансовой или материальной выгоды, неизбежно повлечет за собой дальнейшее изменение законодательства, в частности ст. ст.174 и 1741 УК РФ. Тем более что мировая практика давно уже идет по этому пути.