В зал заседаний Госдумы вернулись фракции ЛДПР и «Справедливая Россия». Коммунисты пока обдумывают сроки своего возвращения. Первый заместитель секретаря президиума Генсовета партии «Единая Россия» Андрей Исаев заявил: «Я приветствую наших коллег, которые вернулись, чтобы продолжить выполнять свой конституционный долг. Надеюсь, что скоро и фракция КПРФ прекратит истерику и также вспомнит о своем долге перед избирателями – представлять их интересы, их точку зрения в законотворческом процессе».
Это заявление вызвало раздражение лидера фракции ЛДПР Владимира Жириновского, который упрекнул Исаева в том, что тот оскорбляет оппозиционных депутатов. В ответ на это спикер парламента Борис Грызлов объяснил, что Андрей Исаев выступал в данном случае не как представитель партии «Единая Россия», а как руководитель Комитета Госдумы по труду и социальной политике. А значит вопрос о прогулах и трудовой дисциплине – в его ведении.
«Справедливая Россия» приняла решение о возвращении на утреннем собрании большинством голосов. Два члена фракции – Олег Шеин, проигравший выборы на должность мэра Астрахани, и Светлана Горячева – проголосовали против.
Что касается коммунистов, то они обсуждают вопрос о возвращении к работе 21 октября, когда в Госдуме будет проходить первое чтение бюджета страны на будущий год.
14 октября оппозиционные парламентарии встали и покинули зал заседаний Госдумы. Оппозиция отказалась возвращаться в парламент, потребовав встречи с Дмитрием Медведевым и проведения расследования случаев фальсификации на выборах. Кроме того, прозвучали призывы к отставке спикера Госдумы Бориса Грызлова и главы ЦИК Владимира Чурова, а также к пересчету голосов и даже к отмене результатов выборов в отдельных регионах.
Оппозиция утверждала, что одним из показателей фальсификаций на выборах доказывается несовпадением предварительных исследования и результатов голосования. Однако социологи им возразили. «Разговоры о несоответствии результатов выборов социологическим исследованиям – это разговоры для бедных, – сказал руководитель ВЦИОМ Валерий Федоров. – Непонятно, к каким цифрам апеллирует оппозиция. Дело в том, что по той же Москве проводилось всего два социологических исследования – в июле и сентябре. Оба – от «Левада-центр». Сентябрьские результаты показывали такую же расстановку сил, какая и получилась в результате голосования. Единственное отличие – в сентябре «Левада-центр» давал «Единой России» чуть меньше 60 процентов, а в октябре на выборах получилось чуть больше. Но если бы социологические исследования точно предсказывали будущее, выборы были бы не нужны. Вообще же до выборов складывалось впечатление, что оппозиция в исследованиях была просто не заинтересована».
Такое же мнение высказал президент компании «РОМИР», входящий в Gallup International, Андрей Милехин. Он отметил, что в его компанию перед выборами для проведения исследований представители оппозиции не обращались.
Комментируя заявления оппозиции о том, что на прошедших выборах партия власти широко использовала административный ресурс, из-за чего некие данные социологии не сходились с результатами голосования, член президиума Генерального совета партии «Единая Россия» Валерий Гальченко сказал, что достаточно посмотреть на результаты выборов в тех городах, где партия уступила своим оппонентам. В городе Волжский разрыв со «Справедливой Россией» составил всего около 100 голосов. А в Ржевской городской думе коммунисты немного опередили единороссов на… 50 голосов. «Если бы здесь включался «административный ресурс», – добавил Гальченко, – мы бы, конечно выиграли там с большим отрывом».
15 октября дал пресс-конференцию и руководитель ЦИК Владимир Чуров, на которой он заявил, что призывы к пересмотру итогов региональных выборов или их отмене можно рассматривать как уголовное преступление. Глава ЦИК уточнил, что эти призывы подпадают под признаки преступления, предусмотренного статьей 141 УК РФ (воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий).
Политолог Дмитрий Бадовский считает, что оппозиционным партиям – КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России» – которые покинули в среду зал заседаний Госдумы в знак протеста против итогов прошедших в воскресенье выборов, стоило сначала обратиться в суд, а потом уже настаивать на встрече с президентом РФ.
«Основную политическую интригу здесь представляет не тот факт, что они покинули зал заседаний и еще раз выразили свое недовольство итогами выборов, что было очевидно и до этого, а то, что они заявили политические требования о встрече с президентом, что они намерены в политической плоскости ставить вопрос об оспаривании итогов этих выборов», – сказал Бадовский РИА «Новости». По его словам, политический демарш оппозиции понятен, однако партиям стоило сначала обратиться в суд для признания законности их претензий.
«Чтобы требовать встречи с президентом и его вмешательства в эту ситуацию, наверное, более логично было бы, если бы оппозиционные партии сначала использовали судебные процедуры оспаривания результатов выборов и, в случае, если бы судьи подтвердили бы законность их претензий, тогда у них была бы очевидная правовая база для того, чтобы апеллировать к президенту», – пояснил политолог.
«В данном случае такое требование выглядит как исключительно политическое и под собой не имеет судебной и юридической базы, поэтому мне не кажется, что оно будет автоматически удовлетворено», – заключил Бадовский.
Руководитель ЦИК «Единой России» Андрей Воробьев полагает, что если бы оппозиционные партии пользовались поддержкой большинства, они могли бы что-то доказывать – но не в Думе, а в суде. «Но у них маленький электорат, – сказал Воробьев. – Обидно, конечно, но надо работать, повышать доверие населения. Только причем тут президент и «Единая Россия?» Конечно, обидно нашим оппонентам из ЛДПР и «Справедливой России», что они не прошли в Московскую городскую думу. Но это ведь вполне понятно почему. Кто москвичам ближе, кому они больше доверяют? Лужкову или Жириновскому? Догадаться было нетрудно. Вполне ожидаемый ответ дали и сами избиратели».
Демарш оппозиции является признаком слабости, заявил секретарь президиума Генсовета «Единой России» Вячеслав Володин. «Обижаться на избирателей нельзя. Это наши граждане, и они вправе высказывать ту позицию, которую считают нужной, и с ними все обязаны считаться, – сказал он. – Произошедшее кроме как истерикой, никак по-другому назвать нельзя. Когда представители парламентских фракций с легкостью покидают свои места в Госдуме, занять которые они стремились в ходе выборной кампании, то это говорит о том, что они не дорожат доверием, которое им оказали люди. Если проиграл – умей держать удар. Сваливать свой проигрыш только на нарушения неправильно, надо искать ошибки внутри себя. У «Единой России» также было много замечаний к оппонентам в ходе выборов, но партия эти замечания передает в избирательные комиссии, а если эти замечания серьезные, то в правоохранительные органы и прокуратуру».
С жалобами на нарушения в процессе голосования надо обращаться в суд, говорит председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков. По его мнению, итоги состоявшихся выборов «не являются основанием для того, чтобы устраивать какую-либо «оранжевую революцию» в России».
«Гипотетически, возможно даже большей проблемой является то, что компартия, «Справедливая Россия» и КПРФ не могут предложить избирателю достойной политической повестки дня», – считает Шмаков.