Две из трех взбунтовавшихся оппозиционных фракций – ЛДПР и «Справедливая Россия» – приступили к работе в зале пленарных заседаний Госдумы. Ситуацию для «Полит.ру» прокомментировал президент исследовательского центра "Политическая аналитика" Михаил Тульский:
Результаты выборов 11 октября, в частности в Мосгордуму, вопиющи. Избиратели отдали «Единой России» в Москве 35-40% голосов при явке 20%, однако путем массовых фальсификаций были получены официальные результаты в 66,2% за ЕР при явке 35,3%. То есть фальсификации завысили абсолютный результат партии власти более чем на 1 млн. голосов, а её процент завышен примерно на 25-30%, что для Москвы чрезвычайно много. На одних участках «Единая Россия» получила 25-35%, на других - 70-99%. В Москве есть более десятка избирательных участков, где «Единая Россия» получила более 98%. Можно уверенно говорить, что сфальсифицированы все результаты «Единой России» не только выше 70%, но даже практически все результаты выше 55%. Почему я так уверенно об этом говорю? Потому что при анализе показателей явки видно, что на участках, где «Единая Россия» набирает 25-45% везде явка от 11% до 25-30%. Там же где у ЕР начинаются результаты в 55-60% и выше – почти везде уже неправдоподобная явка в 40-50%. То есть на этих выборах в целом по Москве явка завышена примерно в 2 раза, а число голосов за ЕР – в 3-4 раза. Это в целом, а на участках, подвергшихся массовой фальсификации, зачастую вместо реальных 70 голосов за ЕР нарисованы 770, а вместо 190 сделали 1190, вместо 200 – 800 «голосов». В этом можно легко убедиться, сравнив результаты по разным участкам внутри одного района, когда на двух участках прописано одинаковое число избирателей, а число голосов за «Единую Россию» отличается в 5-10 раз!
Есть для таких утверждений и документальное доказательство: на участке №1702 в районе Даниловский за ЕР проголосовали 192 избирателя (42,9%) при явке 19%, и об этом наблюдатели получили копии протоколов. Однако потом в территориальном избиркоме по этому участку нарисовали результат в 742 голоса (74,4%) при явке 42,4%.
Но по большинству участков наблюдателям не удалось получить либо протокола о подлинных результатах (им сразу пытались выдать фальсифицированный), либо вообще никакого. К сожалению, в Москве на этих выборах была масса участков, на которых голоса «подсчитывались» по чеченско-татарстанскому варианту, при котором в протокол вносятся заранее спущенные сверху «липовые» цифры, а бюллетени избирателей даже не подсчитываются. Как правило, наблюдатели на таких участках возмущались и затем изгонялись милицией.
В 1990-ые годы в Москве иногда встречались примеры, когда путем фальсификации количество отданных голосов завышалось в 1,1, максимум в 1,2 раза. В 2004 году, 2007 году пошли завышения голосов в 2–3 раза. К 500 голосам, отданным за Путина и «Единую Россию», прибавляли еще 1000 сфальсифицированных. Сейчас мы видим участки, где «Единой России» вместо реально полученных 70 голосов нарисовали 770 или вместо 200 - 1200 голосов. В результате фальсификации завышается не только процент, но и явка, в конечном итоге в 5 – 10 раз завышается число голосов за «Единую Россию».
На этих выборах Жириновского обманули. Он верой и правдой служил Лужкову, помогал ему как минимум с 2005 года. В 2007 году по спискам ЛДПР баллотировались целый ряд близких Лужкову бизнесменов, в частности, представители московского строительного комплекса - Михаил Хесин, Год Нисанов и Армен Шагинян. Сейчас ЛДПР получала от мэрии обещания, что ей дадут хотя бы 8%. Жириновский вел на свои деньги огромную избирательную кампанию в Москве, купил много рекламных щитов, наклейки на автолайны с символикой ЛДПР, поэтому реакцию Жириновского можно понять. Для «Справедливой России» 5,3% - тоже издевательство. Партия набрала, как минимум, в два раза больше.
Можно понять, как «Справедливую Россию» и ЛДПР удалось уговорить вернуться на заседания Госдумы. «Справедливую Россию» возглавляет спикер Совета Федерации, друг Медведева и Путина Сергей Миронов. А Жириновский всегда был в контакте с Кремлем, и как только из Кремля начали жестко давить, он вернулся на заседания. В то же время Жириновский хотя и вернулся, но все равно резко выступил против Исаева, который попытался что-то сказать против коммунистов. Мы видим, что недовольство эсеров и жириновцев никуда не исчезло, и даже после возвращения в зал заседаний Госдумы они все равно не на стороне «Единой России» в данном конфликте.
Коммунисты еще не вернулись в Госдуму, потому что они более независимы от Кремля, чем «Справедливая Россия» и ЛДПР. Сейчас они выражают не только свое мнение, а мнение всей оппозиции, которая оказалась обворованной на этих выборах. Когда они придут на заседания - это вопрос. Как минимум, для этого должна состояться встреча с Медведевым.
С другой стороны, не понятно, что будет делать Медведев. Формально Путин и Медведев заявляют, что оппозиция в стране нужна, что она представляет другую точку зрения, показывает градус общественного недовольства. Но эти слова Путина и Медведева остаются только словами, на деле они давят оппозицию и нисколько не защищают её даже там, где она обижена самым бессовестным образом, как это произошло на выборах в Мосгордуму.
Со стороны Путина и Медведева не прозвучало не только ни слова о возможности отмены результатов выборов в Мосгордуму (что, на мой взгляд, совершенно необходимо), но они даже не заявили о том, что могут отменить результаты по отдельным участкам, что вообще стоит заняться этим вопросом. Казалось бы, что стоит отменить результаты по очевидно сфальсифицированным участкам, где «Единая Россия» получила 98%? Это не повлияло бы в целом на «победу единороссов», но дало бы знак всем избирательным комиссиям, «Единой России», что нужно все-таки иметь совесть, что есть разумный предел фальсификациям.
К сожалению, Путин и Медведев не дают даже этих сигналов. Пока от них идут только намеки, что все это правильно, и что 98% - это хорошо. Путин в начале 2008 года публично – во время «Прямой линии» с президентом в эфире всех телеканалов страны – одобрял «результаты» в 99% по Чечне и Ингушетии. Если Путин и Медведев и сейчас не осуждают такие «результаты», значит, они их одобряют, и любой чиновник понимает это именно таким образом.
В данном случае поведение коммунистов закономерно. Оно даже слишком мягкое по отношению к беспределу на выборах. В любой другой стране оппозиция уже заблокировала бы парламент, Мосгоризбирком и мэрию и требовала бы у Кремля вразумительного ответа на вопрос, почему происходит такой беспредел и какие меры дальше будут приняты для того, чтобы это не повторилось.
Если наша власть адекватна, она сама должна начать вести себя по-доброму. И обвинения Грызлова, что три фракции, две из которых прокремлевские, - это агенты Хилари Клинтон, звучат просто как бред. Если у нас один ближайший соратник Путина - Грызлов - позволяет себе обвинять других соратников Путина - Миронова и Жириновского - в том, что они агенты Хилари Клинтон и «хотят поставить Россию на колени», то где хоть малейший здравый смысл у этой «Единой России»? И к чему тогда сегодня показная «радость», что эсеры и жириновцы вернулись? Это ведь «агенты Клинтон, которые хотят поставить Россию на колени», вернулись! В данном случае я бы видел неадекватность в поведении единороссов, а не в поведении коммунистов. Поведение коммунистов очень мягкое, скромное по сравнению с тем, как с ними ведет себя власть.
См. также:
- Политический аналитик Владимир Прибыловский: избиратели коммунистов не поймут, если те так быстро вернутся в Думу
- Бунт почти закончен
- Политолог Георгий Чижов: отказавшись от работы в Госдуме, коммунисты накажут сами себя
- Политолог Николай Петров: Кремль подал сигнал малым партиям и их «спонсорам», что больше не нуждается в их услугах
- Политолог Дмитрий Орешкин: Грызлов откровенно сел в лужу