Госдума одобрила на пленарном заседании в пятницу без обсуждения и без возражений законопроект второго чтения об особом статусе двух столичных университетов (посмотреть документы, относящиеся к этому проекту закона). Документы приняты первом чтении 9 сентября.
Представил законопроект Госдуме председатель комитета по образованию Григорий Балыхин. В комментарии нашему корреспонденту Льву Файнбергу он пояснил, что второе чтение было задержано для уточнения понятия учредителей юридических лиц, чтобы не возникло трудностей с реализаций закона, поскольку в составе указанных двух университетов много структурных подразделений. По словам главы комитета, кроме выборов деканов факультетов, предусмотрена выборность заведующих кафедрами.
Документ «О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете» сегодня во втором чтении поддержал 381 депутат, 1 воздержался.
Законопроект определяет особенности правового положения МГУ и СПбГУ, как уникальных научно-образовательных комплексов, включающих подразделения без прав юридического лица и юридические лица, и имеющих огромное значение для развития российского общества, состав научно-образовательных комплексов университетов определяются их уставами. Университеты являются федеральными бюджетными учреждениями, учредителем которых является Правительство, утверждающее их уставы; ректоры университетов назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом.
Определяется срок их полномочий, который не может превышать 5 лет, при этом ректоры могут быть переназначены на новый срок и могут быть досрочно освобождены Президентом от занимаемой должности. По достижении ректором предельного возраста в 65 лет, Президент вправе дважды продлевать полномочия ректора на новый срок. Деканы факультетов и заведующие кафедрами избираются в порядке, предусмотренном их уставами.
МГУ и СПбГУ наделяются правами получателей и главных распорядителей средств федерального бюджета, а также возможностью осуществлять свою деятельность в соответствии с государственными заказами. Они самостоятельно устанавливают образовательные стандарты и требования, вправе проводить дополнительные вступительные испытания профильной направленности, выдают собственные документы о соответствующем уровне образования и квалификации, приравненные к документам государственного образца.
См. также:
Болонский процесс объединил Московский и Санкт-Петербургский университеты