Вадим Карасев

На Украине 19 октября официально стартовала кампания по выборам президента. Особенности текущей президентской гонки для «Полит.ру» прокомментировал украинский политолог, глава Института глобальных стратегий Вадим Карасев:

Начинать анализ особенностей..." />

Top.Mail.Ru

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

20 октября 2009, 19:15

Политолог Вадим Карасев: скандал с "Артеком" и педофилией - первая ласточка "черных" предвыборных технологий

Вадим Карасев

На Украине 19 октября официально стартовала кампания по выборам президента. Особенности текущей президентской гонки для «Полит.ру» прокомментировал украинский политолог, глава Института глобальных стратегий Вадим Карасев:

Начинать анализ особенностей президентских  выборов в Украине 2009 – 2010 годов необходимо с темпорального парадокса – с сильного разведения во времени избирательной кампании де-факто и де-юре. Официально, де-юре, избирательная кампания началась 19 октября, но на деле страна пребывает в режиме фактической избирательной кампании уже более полугода. Об этом свидетельствуют повышенная политическая активность, возбудимость украинских политиков, активно развернувшаяся с весны билбордовая политрекламная и политтехнологическая кампания вероятных и маловероятных претендентов на президентский приз в Украине.

Темпоральный парадокс привел к тому, что официальная президентская кампания представляет собой дополнительное время, овертайм для президентской гонки, и теперь перипетии президентской кампании зависят от инерции давно начавшейся фактической избирательной кампании. Сейчас играет роль, кто сколько забил или пропустил голов в виде рейтингов, у кого остались свежие силы для игры в дополнительное время, а кто уже демонстрирует признаки «физического» и морального креативного истощения. Кто сможет переломить игру в овертайме, а кто нет, потому что основные ресурсы использованы до официального старта избирательной кампании.

С этой точки зрения в дополнительное время шансы на победную игру сохраняют Янукович и Тимошенко, лидер оппозиции и ныне действующий премьер-министр. Возможно, в овертайме сможет удивить действующий президент Виктор Ющенко. У него сегодня неубедительный для получения второго президентского мандата рейтинг, но у него все еще есть силы и средства для того, чтобы переломить игру фаворита в овертайме. Ющенко фактически не начинал свою избирательную кампанию, и, возможно, он все силы приберег на дополнительное время, чтобы в нем определить свое президентское либо просто политическое будущее.

У Яценюка, очевидно, в овертайме уже не будет сил, чтобы составить серьезную конкуренцию ключевым политическим тяжеловесам - Тимошенко и Януковичу. Его последние электоральные рейтинги показывают тенденцию к небольшому снижению. Очевидно, Яценюк просто рано стартовал и неправильно распределил креативные и программные силы для ведения долговременной президентской кампании. Тем более, что по ходу «пьесы» Яценюк менял амплуа и роли: начинал он как лидер «Фронта перемен», а затем почему-то стал позиционировать себя как спаситель Отечества, играя на рекламно-технологическом уровне с милитарными метафорами и аллюзиями, тем самым распыляя свою электоральную базу.  

Возможно, Яценюку нужно было сосредоточиться на победе в первом туре в посторанжевом электоральном  сегменте и, уже выйдя во второй тур, начинать дрейф на Восток, Юго-восток, играя в так называемый прагматизм по-украински. Яценюк же пошел иным путем. Он с самого начала не идентифицировал себя с посторанжевыми политическими силами, играл на перпендикулярных для украинской политики темах с альтернативами Запад – Восток, анти-НАТО - Европейский Союз. Все это привело к тому, что сейчас электоральная база Яценюка выглядит как архипелаг с вкраплениями на Западе, Востоке, Юге, в Центре Украины. Но при этом Яценюк не имеет четкого, ядерного электората, который обеспечил бы ему выход во второй тур президентских выборов.

Если говорить о позиционной структуре нынешней президентской кампании, то она не столь биполярна, как это было в 2004 году, и более размыта. Кандидаты-тяжеловесы стараются не замыкаться жестко в своих электоральных регионах, они делают постоянные рейды, вылазки в смежные электоральные регионы, работая в «электоральных тылах» своих основных конкурентов. Но, тем не менее, сохраняется территориальное разделение «посторанжевых» и «бело-голубых» электоральных блоков.

С этой точки зрения у Януковича, как лидера «Партии регионов» и лидера Востока и Юга Украины, нет проблем с победой в первом туре. Можно сказать, он уже давно получил гарантийный талон на выход во второй тур, хотя это не означает гарантированной победы. А вот интрига в посторанжевом политическом поле сохраняется. У Тимошенко больше шансов на выход во второй тур, но еще может сказать свое слово действующий президент, и может преподнести сюрпризы Яценюк, хотя это маловероятно.

Интрига с финалистом президентских выборов от так называемых посторанжевых политических сил еще сохраняется, что определяет особенности стратегий кандидатов на текущей фазе избирательной кампании. Имея гарантии выхода во второй тур, Янукович сегодня не озабочен проблемой конкуренции на электоральном поле Востока и Юго-востока Украины. Он в виде роскоши может не заморачиваться на идеологических или геополитических темах, высказывать свои позиции по НАТО, русскому языку, гуманитарным проблемам Украины и работает в прагматическом электоральном ключе, собирая электоральных союзников на поддержку во втором туре.

Перед Яценюком, Ющенко и Тимошенко стоит другая задача. Им надо мобилизовать так называемый национально-демократический электорат, посторанжевые политические силы, чтобы гарантированно выйти во второй тур. И уже во втором туре они смогут начать прагматический дрейф в сторону тех электоральных регионов и региональных элит, поддержка которых необходима для окончательной победы.

Сейчас Юлия Тимошенко отстает от Виктора Януковича, хотя это еще ничего не значит, и если она выйдет во второй тур, у нее есть шансы выиграть президентскую кампанию у Януковича. Сегодняшнее отставание Тимошенко связано с ее работой в качестве премьер-министра. Новая фаза экономического кризиса не способствует росту ее рейтинга как кандидата в президенты. Поэтому, очевидно, перед Тимошенко стоит задача различать свои электоральные возможности с деятельностью премьер-министра, чтобы в электоральном сознании она не воспринималась исключительно как действующий премьер-министр. Чтобы гарантировать себе выход во второй тур президентских выборов, Тимошенко надо позиционировать себя не только и не столько в качестве социального премьера (в будущем президента социальной защиты или социальной справедливости), сколько в качестве политика с более широким идеологическим и мировоззренческим сознанием.  

Существующие расклады президентской украинской кампании могут изменить только внешние шоковые воздействия, не связанные с рейтингами, позициями, инерцией уже набравшей ходы избирательной кампанией. Это могут быть стратегии шока, связанные с вбросом компроматных материалов. Причем этот компромат должен быть не просто коррупционным и криминальным (к этому у украинского избирателя уже выработался иммунитет), а это должен быть шоковый, шумный и ошеломляющий компромат.

Признаками подобных предвыборных «черных» технологий является скандал с педофилией и «Артеком». Очевидно, подобного рода шоко-компроматные технологии будут использоваться всеми основными кандидатами на президентский пост. Это действительно может изменить отношение избирателей к своим электоральным предпочтениям, но все зависит от того, насколько у украинского политического класса сработает иммунитет самосохранения. Проблема в том, что подобные технологии могут подорвать веру не просто в того или иного кандидата и его рейтинги, а веру в саму политическую систему. А это не в интересах ни кандидатов, ни тех, кто стоит за кулисами украинской политики, ни тех, кто выполняет тщательно прописанные ими роли на публичной политической сцене Украины.  

См. также:

Обсудите в соцсетях

Бутовский полигон

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Facebook Twitter Telegram Instagram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2022.