Аркадий Мошес

На Украине 19 октября официально стартовала кампания по выборам президента. Особенности президентской кампании и роль, которую в них сыграет Россия, «Полит.ру» прокомментировал директор исследовательской программы "Россия в региональном контексте" Финского института..." />

Top.Mail.Ru

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

21 октября 2009, 14:44

Политолог Аркадий Мошес: на этих украинских выборах Россия не играет той роли, которую играла традиционно

Аркадий Мошес

На Украине 19 октября официально стартовала кампания по выборам президента. Особенности президентской кампании и роль, которую в них сыграет Россия, «Полит.ру» прокомментировал директор исследовательской программы "Россия в региональном контексте" Финского института международных отношений Аркадий Мошес:

Во-первых, реальное значение этих президентских выборов гораздо меньше, чем президентских выборов 5 лет назад. С одной стороны, основы внутриполитического режима Украины сформированы - это электоральная демократия, где люди реально определяют имена своих правителей, но не имеют возможности после выборов существенно влиять на их действия. Это прогресс в плане демократического транзита, но  это очень далеко от реальной сформировавшейся демократии.

С другой стороны, понятно, что без изменения правовой системы страны в ту или другую сторону политическая система обречена на системное двоевластие и постоянное перетягивание каната между президентом, парламентом и премьер-министром.  Поэтому на ближайшие годы можно предсказывать сохранение вялотекущей нестабильности на Украине.

Во-вторых, на этих выборах не будет яркого столкновения идеологических платформ. Ющенко, который являлся, прежде всего, идеологическим политиком, не смог доказать людям, что идеологическая политика окупается, что она приносит им личную выгоду. Поэтому сегодня, особенно в условиях кризиса, люди будут делать свой выбор, основываясь на том, кто из кандидатов предложит им более кредитоспособные рецепты по выходу из сложной социально-экономической ситуации. Надо добавить, что значительная часть электората уже сделала свой выбор и структурно своих предпочтений не изменит.

В-третьих, на этих выборах большее значение будут иметь внутриполитические, а не внешнеполитические факторы. На некоторый период внешнеполитическое положение Украины зафиксировано, хотя и не очень выгодное. Оно заключается в том, что сближаться с Россией дальше определенного предела элита украинских политиков не захочет, а возможности для быстрого движения на Запад на настоящий момент утеряны. Украина сталкивается с положением «двойного отказа», когда у нее нет перспективы вступления ни в Европейский Союз, ни в НАТО. И хотя будут задействованы компенсаторные возможности, создаваться промежуточные статусы, понятно, что полностью заменить перспективу членства в этих организациях эти статусы не смогут. Поэтому очень сильно педалировать внешнеполитические темы не выгодно никому из участников.

Исходя из этого можно сказать, что и российский фактор, если не произойдет сверхдраматических событий (не дай бог начала войны или вооруженного конфликта), не будет играть такой роли, как раньше. Доказательства этого мы уже имеем. Тот факт, что августовское письмо Медведева и отказ направить посла в Киев (экстраординарное событие по меркам любых дипломатических отношений между близкими странами) не взорвали ситуацию и не привели к заметному росту рейтингов национал-демократических политиков, прежде всего Ющенко, свидетельствует о том, что сегодня Россия не играет той роли в украинских выборах, какую она играла традиционно.

Конечно, Россия – это очень важный структурный фактор в жизни сегодняшней Украины, особенно в связи с тем, что окно возможностей в отношениях  с Западом значительно сузилось, если не закрылось. С уходом Ющенко Россия сможет предложить строить взаимоотношения заново с вновь пришедшим президентом. Наиболее вероятные кандидаты сейчас Янукович, затем Тимошенко, но предсказывать исход выборов пока бессмысленно. Каждый из этих деятелей неоднократно демонстрировал готовность договариваться с Россией по конкретным вопросам. Одновременно границы их переговорных позиций тоже известны. Ни один из них не пойдет на уступки, касающиеся политического суверенитета Украины, или уступки, которые постепенно могли бы привести к росту российского влияния в ключевых областях украинской экономики. Они идут к власти, чтобы точно так же пытаться соединить власть с собственностью внутри страны. Россия в этом является объективной помехой, поэтому они будут продолжать лавировать.

Стилистика в отношениях может несколько измениться. Я не думаю, что Тимошенко или Януковичу может быть направлено письмо, которое было направлено в адрес Ющенко. Этого и не нужно будет делать, потому что они не будут идеологическими политиками. Но по прошествии нескольких месяцев выяснится, что структурные проблемы российско-украинских отношений по-прежнему не решены.

Все более явственно будут видны две главные проблемы. Первая  - это по-прежнему структура газового транзита. Россия будет пытаться построить обходные пути для транзита своего газа в Европу, это неизбежно и логично в российском поведении, потому что России невыгодно соглашаться с монопольной ролью Украины на транзит практически 80% российского газа, который идет в Европу. Россия будет пытаться обойти Украину, Украина, соответственно, будет пытаться доказать Европе свою незаменимость в плане транзита. Это будет порождать очень серьезные противоречия, усугубляющиеся сложностями экономического положения Украины. Ее ресурсы для оплаты российского газа сегодня не гарантированы именно в силу того, что она не выполнила ряд обязательств, которые взяла на себя в переговорах с Западом, и сегодня западные финансовые институты, особенно, частные, не очень спешат предоставлять Украине кредитные средства.

Второе – в какой-то момент, не сразу, обострится вопрос Черноморского флота. Вопрос об украинской переговорной позиции в отношении пребывания российского флота в Севастополе после 2017 года придется решать нынешнему президенту. Либо ему придется брать на себя ответственность за болезненные переговоры с Россией по выводу, либо ему придется брать на себя ответственность за пересмотр украинской конституции, которая на сегодняшний момент не позволяет пребывание флота там после 2017 года. Это очень болезненный двоичный выбор, откладывать его до бесконечности будет нельзя, поэтому проблема в двусторонних отношениях тоже обострится.

На сегодняшний момент не видно возможности  структурного прорыва сближения между Россией и Украиной даже в тех масштабах, как это было в 2001 году, когда Путин по сути предложил Кучме модель modus vivendi (компромиссное решение – «Полит.ру»), которая позволяла наращивание экономического сотрудничества и даже лозунг совместного движения в Европу.

См. также:

Обсудите в соцсетях

Бутовский полигон

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Facebook Twitter Telegram Instagram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2022.