6 июня 2023, вторник, 05:51
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

28 октября 2009, 19:28

Главред, издатель "Банковского обозрения" Андрей Мирошниченко: "написание должностей и структур с большой буквы стало всеобщим поветрием"

"В околонаучных кругах и сейчас идут споры по поводу написания должности президента России. Например, есть такая почти диссидентская по смелости точка зрения, что когда о человеке - надо писать с маленькой. А когда о должности - с большой. Потому что это один из символов государства, наряду с гимном, гербом и флагом. Правда, тогда и Гимн с Гербом и Флагом надо писать с большой. В общем, по поводу президента правописание колеблется. Оно у нас хорошее, как говорил Вини-Пух, но колеблется. Совершенно очевидно, что выбор размера буквы в данном случае является политическим вопросом. Размер имеет политическое значение", - пишет на Slon.ru главный редактор, издатель журнала "Банковское обозрение" Андрей Мирошниченко.

"Я - всего лишь ничтожный кандидат наук, да еще и журналист, поэтому претендовать на компетенцию Института русского языка Российской академии наук не могу. Но в моем изложении правила русского языка относительно написания названий должностей, подразделений, компаний и органов власти выглядят примерно так. В торжественных и в некоторых официальных документах написание с большой буквы допустимо, коли невмоготу. Во всех остальных случаях - лучше писать с маленькой", - подчеркивает он.

Мирошниченко также обращает внимание на одну любопытную деталь нового орфографического механизма: "... некоторые орфографические справочники на полном серьезе предписывают своего президента писать с большой буквы, а президентов других стран - с маленькой. Изящно, черт возьми. И сколько всего в этой рекомендации!".

"Очевидно, орфографией начинают руководить какие-то религиозные чувства. Священно все, что власть. Причем религия эта явно языческая и многобожеская. Больше того, тенденция отражает священную бюрократизацию подсознания уже и в деловом обиходе", - пишет главред "Банковского обозрения".

Из его же текста: "Вирус корпоративного неоязычества распространяется чаще всего в пресс-релизах, но винить одних лишь пресс-секретарей было бы несправедливо. Пресс-секретари очень часто - неглупые и приятные люди, порой вполне способные стряхнуть пелену внутрикорпоративного религиозного исступления. Но вот, предположим, что некий пресс-секретарь решится писать про свою Холдинговую Компанию с маленькой буквы. Так ведь в Холдинговой Компании его не поймут. Он что же, получается, недостаточно лоялен?.. Это - если в терминах западной бизнес-культуры. А по-нашему - предатель-вероотступник.

Написание должностей и структур с большой буквы стало всеобщим поветрием. Ментальное сползание укрепляется орфографическими ритуалами. В этой связи нельзя не вспомнить сентенцию, приписываемую Александру Солженицыну, согласно которой русские теперь пишут слово "Бог" с маленькой буквы, а "правительство" - с большой. Понятно, что это отражает какие-то глубинные преобразования в обществе".

"И какая, скажите на милость, орфографически-онтологическая разница между, скажем, "членом Правления" и "Секретарем Правления"? В свете тенденции к возвеличиванию начальственных букв - никакой. Почему же в пресс-релизах и деловых текстах пишут с большой буквы "Секретарь Правления", и не пишут "член Правления"? Разве уважаемый человек не достоин, чтобы его называли членом с большой буквы?", - вопрошает Мирошниченко.

"Встречая разнообразных "членов Правления" или "Почетных членов Гильдии Независимых Экзекуторов", я почти физически ощущаю эту вулканическую, но глубоко задавленную борьбу между наукой и религией в мозгу людей. Попробуем реконструировать размышления человека, выбирающего начальную букву для слова "член" применительно к своему начальству. Там ведь терзания метафизического масштаба. Что страшнее с точки зрения чинопочитания по отношению к члену - выпятить его? Или не показать должным образом?

И человек решает писать с маленькой. Где-то там, в потемках его id ("оно"), если выразиться термином психоанализа, бродит, бродит невысказанная фрейдистская оговорка. …Кстати, Фрейд как раз не одобрил бы выбор маленькой буквы.

Возможно, слово "член" остается последним рубежом обороны не только орфографии, но и рассудка от экспансии раболепия. Да и то в силу своей рискованной двусмысленности", - пишет Андрей Мирошниченко.

Редакция

Электронная почта: [email protected]
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2023.