НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

29 октября 2009, 11:52

Генпрокуратура: чиновники пытаются "узаконить" коррупцию при госзакупках

Рынок госзакупок, по оценке Генпрокуратуры, является одним из наиболее коррупционно-емких. Как рассказал в интервью «Российской газете» заместитель Генерального прокурора РФ Александр Буксман, речь идет уже не просто о нарушениях закона, а о том, что сами условия, созданные для злоупотреблений, пытаются фактически «узаконить».

«Прокуроры все чаще сталкиваются с достаточно новым явлением – так называемыми коррупциогенными нормами в правовых актах органов власти», – сказал он. Например, в Мурманской области по инициативе прокуратуры правительством области изменен нормативный документ, который незаконно давал право чиновникам привлекать к осуществлению государственных функций по размещению заказов каких-то независимых экспертов.

Рынок госзаказов является привлекательным для коррупционеров, поскольку объем средств, выделяемых на эти цели, достиг уже 4 трлн рублей. Органы власти стабильно выполняют бюджетные обязательства, поэтому победа в конкурсе на заключение государственного и муниципального контракта практически гарантирует объемы работ и оплату за их выполнение. «Вот почему этот сегмент экономики считается крайне выгодным для представителей бизнеса. Они стараются любым путем, далеко не всегда законным, стать исполнителем контрактных обязательств», – рассказал Буксман.

Замгенпроркурора выделил два основных вида нарушений в этой сфере. Самый распространенный способ – когда «избранным» хозяйствующим субъектам умышленно предоставляют те или иные преимущества, а для «нежелательных» участников торгов искусственно создают препятствия. Например, в конкурсную документацию незаконно включают невыполнимые требования. Или же необходимая информация для потенциальных участников размещается в сроки, исключающие возможность качественной подготовки к торгам. «Понятно, что при таких обстоятельствах победа гарантирована организации, предварительно обладающей всем пакетом информации», – отметил Буксман. По его словам, так было, например, в подведомственном министерству регионального развития ФГУ.

Ранее сообщалось о фактах, когда государственные заказчики на официальном сайте госзакупок (www.zakupki.gov.ru) использовали в наименовании заказа в русскоязычных словах латинские буквы вместо аналогичных русских. Это ограничивало число участников размещения заказа и приводило к заключению государственного контракта, как правило, по завышенной, нерыночной цене, с единственным нужным поставщиком.

«Такие нарушения, например, выявлены в Федеральном агентстве по науке и инновациям при проведении открытого аукциона на право заключения государственного контракта на оказание автотранспортных услуг для нужд агентства в 2009 году», – сообщил Буксман.

Как сообщал «Полит.ру», в сентябре в связи с этим прокуратура объявила заместителю руководителя Роснауки Марату Камболову предостережение о недопустимости нарушения прав участников аукциона. Если такие действия со стороны агентства продолжатся, Камболов может быть привлечен к уголовной ответственности.

Напомним, летом этого года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) забраковала контракты по госзакупкам на 3,2 млрд рублей из-за преднамеренных орфографических искажений. Узнав об этом, президент Дмитрий Медведев поручил министру экономического развития Эльвире Набиуллиной и руководителю ФАС Игорю Артемьеву принять меры по обеспечению достоверности информации, размещаемой на сайте госзакупок. А генеральному прокурору Юрию Чайке было поручено обеспечить надзор за соблюдением законов в сфере размещения заказов. По словам Буксмана, уже «принят целый ряд мер по усилению надзора за исполнением законодательства в этой сфере», при этом «особое внимание обращено на выявление случаев заинтересованности должностных лиц при размещении заказов и злоупотреблений должностными полномочиями».

Вторая группа нарушений, сказал Буксман, «является следствием скорее неумения и нежелания должным образом организовать работу по обеспечению тех самых государственных нужд, несмотря на предоставленные возможности». Иными словам, государство платит за невыполненные работы. В качестве примера Буксман привел начальника одной из служб Балтийского флота, который подписывал фиктивные акты о выполненных работах, в результате чего государство потеряло около 6 млн рублей.

Впрочем, абсолютное большинство нарушений закона в сфере госзакупок носит типичный характер и разнообразием не отличается, говорит Буксман. Например, государственные контракты заключаются без проведения конкурсов, а победителями становятся организации, которые представляют документы, противоречащие закону и условиям закупочных мероприятий. В качестве примера замгенпрокурора привел подведомственное Роспатенту ФГУ «Федеральный институт промышленной собственности», которое за два года с отмеченными существенными нарушениями заключило контрактов на 400 млн рублей.

Встречаются случаи, когда руководителями (учредителями) фирм-победителей являются родственники должностных лиц государственных заказчиков. Так, по словам Буксмана, чиновники министерства труда и занятости населения Оренбургской области понуждали подконтрольные им центры занятости населения заключать контракты с определенной организацией на поставку компьютерного оборудования и расходных материалов. «Впоследствии областной прокуратурой установлено, что ряд учредителей этой организации являются родственниками служащих министерства», – сказал прокурор.

По его словам, всего по результатам проведенных прокурорами в текущем году проверок в сфере госзакупок к дисциплинарной и административной ответственности было привлечено более 5 тысяч должностных лиц.

С коррупцией в системе госзакупок борется не только Генпрокуратура. Как стало известно на этой неделе, до конца года Минэкономразвития внесет в правительство концепцию федеральной контрактной системы (ФКС), которая должна реформировать систему госзакупок. ФКС должна охватить всю цепочку контрактования, от стадии планирования до приемки и последующего контроля за результатами госзакупок. Межведомственная рабочая группа, которая создана при министерстве, уже приступила к разработке проекта концепции.

В министерстве надеются, что новая система позволит оценивать эффективность госзакупок и сделает этот процесс максимально прозрачным. Сейчас насчитывается более 30 тыс. федеральных госзаказчиков, а в день заключается около тысячи госконтрактов. Отслеживать, насколько эффективно расходуются деньги, за счет которых государство закупает товары и услуги, будет Минэкономразвития.

Сейчас госзакупки регулируются на основании 94 федерального закона и специальных документов. Однако эксперты указывают, что в них жестко регулируется сам процесс размещения госзаказа, но не обоснованность тех или иных закупок и результаты расходования бюджетных средств.

Так, много шума произвела недавняя история с «золотой кроватью» для МВД. Как стало известно, в августе на сайте zakupki.gov.ru появилась заявка МВД на приобретение мебели за счет федерального бюджета тремя лотами на 24,4 млн рублей. Третий лот – 55 предметов на 4,4 млн рублей – включал в себя кровать из вишни, декорированную ручной резьбой, покрытую у изголовья и изножья «тонким слоем золота – 24 карата», то есть высшей 999-й пробы. Причем к конкурсу на поставку «золотой кровати» была допущена лишь одна фирма.

Когда информация попала в прессу, чиновники из МВД объяснили, что на самом деле кровать вовсе не золотая, а позолоченная, что предназначена она для «оснащения мест, в том числе, где будут размещаться иностранные делегации», а следовательно, повысит престиж ведомства.

Обсудите в соцсетях

Бутовский полигон

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Facebook Twitter Telegram Instagram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2022.