
У Министерства обороны есть средства на нормальную зарплату военным и перевод армии на контрактную основу, но дело упирается в политическую волю руководителей и в интересы других людей, также заинтересованных в получении этих денежных средств, сказал заведующий лабораторией военной экономики Института экономики переходного периода (ИЭПП) Виталий Цымбал в интервью «Полит.ру».
По словам эксперта, планы по реформированию армии в России хороши, и Россия отстает только в вопросе отказа от принудительного призыва. «В настоящее время этот вопрос, к сожалению, недооценивается, что очень плохо для российской армии», - сказал Цымбал.
В качестве примера эксперт сравнил призывника с начинающим водителем. «Не случайно говорят, что человек, только получивший водительские права, - это еще не водитель, а «чайник». А теперь представьте себе армию, в которой больше половины людей - это «чайники». За один год срочной службы молодой человек только-только начинает что-то понимать, но его сразу демобилизуют, и на его место приходит опять такой же начинающий «чайник». К сожалению, не до всех руководителей доходит эта, казалось бы, простая мысль», - сказал Цымбал.
Эксперт уверен, что российскому правительству по карману перевод армии на контрактную основу, и для сравнения привел два числа. По его оценкам, если придерживаться зарплаты чуть выше средней по стране, то на содержание порядка 400 тысяч профессиональных солдат и сержантов надо выделять из бюджета 60 – 70 миллиардов рублей в год сверх того, что выделяется на это же количество военнослужащих, проходящих службу по призыву.
«Мы говорим, что у нас нет таких денег. А в прошлом году, как только у наших банков дела пошли немного вкось, государство сразу им выделило 2 триллиона рублей из своей заначки. То есть 60 миллиардов рублей на солдат нет, а триллионы рублей на спасение банков и банкиров есть. Но можно и не выходить за пределы нынешних расходов Минобороны. Сейчас бюджет Министерства обороны составляет 1 триллион 200 миллиардов рублей. Как я уже сказал, если солдатам платить столько, чтобы им было выгоднее идти служить, а не искать работу в других сферах, то есть превысить среднюю заработную плату по стране (около 20 тыс. рублей в месяц), то надо 60 – 70 миллиардов рублей сверх денег, расходуемых на срочников. Эта сумма меньше 6% от бюджета Минобороны. И мы говорим, что у нас таких денег нет», - сказал Цымбал.
По мнению эксперта, проблема заключается в коррупционерах, наживающихся на призыве, и в других людях, заинтересованных в получении средств: в руководителях оборонных предприятий, желающих получить заказы на вооружение и военную технику, в строителях, претендующих на эти деньги. «Они сплочены, организованы и могут пролоббировать свои интересы в Думе, в Правительстве, в Совете Федерации. А 500 тысяч солдат, которые существуют каждый сам по себе, не организованы в смысле защиты своих интересов, у них нет доступа в Думу, они не могут пролоббировать свои интересы, например, убедить депутата проголосовать за выделение им средств, не могут повлиять на принятие того или иного решения», - заключил Цымбал.