Сегодня стало известно, что Управление по налоговым преступлениям МВД Татарстана инициирует задержания и допросы жителей республики, которым оказывают юридическую помощь Межрегиональная правозащитная Ассоциация "АГОРА" и Казанский правозащитный центр.
В пятницу, 30 октября, по поручению Управления по налоговым преступлениям сотрудник УВД Набережных Челнов, капитан милиции Руслан Набиуллин явился домой к вдове погибшего в здании Тукаевского РОВД мужчине. Он требовал рассказать Фанию Хайруллину, получившую в этом году благодаря правозащитникам от Минфина России 250 тысяч рублей за смерть супруга по вине неустановленных милиционеров, что она знает об Ассоциации АГОРА, как происходило взаимодействие с правозащитниками и, главное, платила ли она им деньги за оказание юридической помощи.
В этот же день сотрудники милиции в Мензелинске задержали дома и доставили в отдел потерпевшего по делу обвиняющегося в избиении пятерых рабочих полковника милиции Рамзила Салахова. Пострадавшего от рук бывшего начальника Тукаевского РОВД Салахова Радика Пузырева допрашивал полковник милиции, по его словам, начальник или заместитель начальника Мензелинского РОВД. В частности, милиционер интересовался, кто обращался с заявлением о помощи к казанским правозащитникам, была ли и кем оплачена работа гражданских активистов.
Также 30 октября жительницу Казани М., потерпевшую по уголовному делу о заведомом заражении ВИЧ-инфекцией, интересы которой представляет Ассоциация АГОРА, пытался ввести в заблуждение старший оперуполномоченный Управления по налоговым преступлениям МВД Татарстана Евгений Попов. "Мне сказали, что это звонят из прокуратуры в связи с моим делом", - рассказала правозащитникам девушка. Вопросы правоохранителя, тем не менее представившегося Евгением Олеговичем Поповым, также касались правозащитников и возможной платы за юридическую работу. Девушка поинтересовалась, а откуда ей известно, что она разговаривает с человеком не по поручению обвиняемого, на что, по ее словам, Попов напомнил, что с потерпевшей они учились вместе в одной школе и что он просто хочет поговорить по душам. М. встретиться отказалась и сообщила правозащитникам о состоявшейся беседе.
Между тем, по поручению Генпрокуратуры республиканская прокуратура провела проверку законности действий сотрудников милиции во время июльских обысков в Ассоциации АГОРА и Казанском правозащитном центре. В результате заместитель прокурора Газинур Галимов внес представление о нарушениях сотрудниками МВД закона и интересов общественных организаций на имя заместителя министра внутренних дел Татарстана Рафаэля Гильманова с требованием привлечь к ответственности руководителей групп, которые проводили обыски у правозащитников, включая Евгения Попова.
«Больше 1000 жителей Татарстана получили помощь от Казанского правозащитного центра за последние пять лет. Не устанут ли опера каждого опрашивать?» - отмечает руководитель Казанского правозащитного центра Игорь Шолохов.
«Руководство МВД Татарстана продолжает бездарную охоту на правозащитников, - говорит председатель Ассоциации АГОРА, кандидат юридических наук Павел Чиков. - А министру внутренних дел Татарстана хочу сказать не найдете ничего, товарищ Сафаров, как ни старайтесь! Чтобы облегчить работу вашим подчиненным, заявляю - ни АГОРА, ни Казанский правозащитный центр за свою помощь пострадавшим от милицейского и иного произвола денег с них не берут».
Напомним, 20 июля 2009 года сотрудники Управления по налоговым преступлениям МВД Татарстана провели в Ассоциации АГОРА и Казанском правозащитном центре обыски, которые завершились поздно ночью. В результате у правозащитников были изъяты компьютеры и более 2000 оригиналов финансовых документов. После вмешательства в ситуацию международных и российских неправительственных организаций, включая Совет при президенте России по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, в сентябре МВД Татарстана отказало в возбуждении уголовного дела в отношении руководителей и бухгалтеров правозащитных организаций в виду отсутствия в их действиях состава преступления. Несмотря на то, что МВД официально заявило об окончании проверки в отношении гражданских активистов, фактически оперативно-розыскные мероприятия продолжаются. Правозащитники связывают давление милиции со своей профессиональной и общественной деятельностью