7 декабря в Копенгагене откроется 15-я Конференция стран - участниц Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Однако, хотя до встречи в Копенгагене остались уже считанные дни, прогнозировать его результаты трудно. В ходе визита в Москву премьер-министра Дании Ларса Расмуссена в начале ноября стало ясно, что, скорее всего, в Копенгагене не удастся принять политическую декларацию и определить сроки дальнейших переговоров о юридически обязательном документе. При этом, многие эксперты отмечают, что переговорный процесс идет непросто и не исключено, что саммит кончится ничем. Крайне осторожно оценивают перспективы саммита и представители ООН, которые считают, что не следует ожидать от саммита кардинального прогресса в ограничении выброса в атмосферу парниковых газов. Снижение этих выбросов требует серьезных усилий и затрат, в то время как выгоды носят отложенный характер. Понятно, что каждая из сторон тщательно взвешивает возможности своих экономик и оценивает потенциальные эффекты таких программ с точки зрения приоритетов национального социально-экономического развития.
«Формирование так называемой пост-киотской системы международных экологических отношений – задача, сложность которой нельзя недооценивать, - считает ведущий международный эксперт по глобальным стратегиям развития, глава Krull Corp., д-р Александр Мирчев. – Здесь необходимо увязать множество противоречивых интересов, причем фундаментальное значение имеет согласование подходов развитых и развивающихся стран, особенно с точки зрения экономического эффекта таких политических решений. Для развивающихся стран на первом плане стоят задачи экономической модернизации, и программы борьбы с угрозой изменений климата воспринимаются как оправданные только, если они встроены в общую стратегию национального социально экономического развития. Так, Китай, активно развивает «зеленые технологии» и альтернативные источники энергии не столько потому, что считает своим долгом участвовать в глобальных экономических инициативах, сколько для того, чтобы обеспечить устойчивую энергетическую базу для экономического роста на длительную перспективу. В какой-то мере такой подход отражает и позицию США».
В центре международных консультаций по климатическим изменениям – дискуссии о том, какой объем выбросов парниковых газов обязаны сократить развитые страны и нужно ли развивающимся государствам также взять на себя конкретные обязательства по сокращению определенного объема выбросов парниковых газов. Ключевым в этих дискуссиях стал вопрос о справедливом распределении таких обязательств между развитым и развивающимся миром. Известно, что развитые страны в процессе индустриализации выбросили в атмосферу огромный объем парниковых газов. По некоторым данным, на их долю приходится 80 % от общего объема парниковых газов, выброшенных в мире с 1750 по 2005 гг. Развитые страны «лидируют» и по объему токсичных выбросов на душу населения. Для сравнения, среднедушевой показатель выбросов в Китае, крупнейшей развивающейся стране составляет лишь одну пятую уровня США. Общий объем выбросов Китая с 1960 по 2005 год составляет менее одной десятой соответствующего показателя США. Понятно, что развивающиеся страны требуют от развитых более активных действий и более высоких обязательств в сфере снижения объема выбросов, а также – финансовой и технологической поддержки развивающимся странам для реализации экологических инициатив.
В свою очередь, развитые страны настаивают, чтобы страны с быстро растущими экономиками, такие, как Китай и Индия сокращали свои выбросы парниковых газов в атмосферу: в последние время экономический прогресс в развивающихся странах привел к тому, что их выбросы также стали существенными. На долю Китая, Индии, Бразилии, Южной Кореи теперь приходится как минимум треть всех выбросов парниковых газов, Подсчитано, что к 2030 году доля азиатских выбросов парниковых газов в общемировом объеме может увеличиться более чем на 40%.
В развивающихся странах обязательства, связанные с уменьшением выбросов парниковых газов, рассматриваются как барьеры для промышленного роста, позволяющего миллионам людей вырваться из бедности. «Именно в этом и состоит «камень преткновения» дискуссий о координации действий по борьбе с климатическими изменениями», - отмечает д-р Мирчев. «Пытаясь прогнозировать перспективы «пост-киотских» соглашений, следует учитывать прежде всего экономических результатов таких договоренностей. Необходимо на этой основе понимать, что развивающиеся страны неизбежно будут рассматривать их в контексте своих национальных интересов, в контексте своих позиций в международной конкуренции», -- говорит он. По мнению Мирчева, «эти государства будут готовы принять определенные ограничения, если будут ясно видеть связанные с этим выгоды».
Ключевые игроки, пытающиеся решить проблему изменения климата, формулируют определенные экономические стимулы, которые полагается будут ориентировать развивающиеся страны на более активное участие в решении этой глобальной проблемы, разрабатывая программы финансовой и технологической поддержки внедрения экологичных технологий. Однако, как считает Мирчев, особое внимание имеет смысл обратить на экономические факторы с точки зрения самых субъектов. «Активность участия развивающихся стран в сокращении атмосферных выбросов будет расти по мере того, как экологические ориентиры будут рассматриваться как показатели современного индустриального развития, а не навязанные извне обязательства», - утверждает д-р Мирчев.
Ряд стран с быстро растущими экономиками уже заявил о стремлении занять лидирующие позиции в развитии «зеленых» технологий. Однако, как отмечает Мирчев, на данном этапе такая стратегия определяется, скорее, политическими, чем экономическими императивами: эти технологии пока не приносят достаточно высокого экономического эффекта, их разработка и внедрение требуют существенной государственной поддержки. К тому же пока технологические прорывы развивающихся стран зависят напрямую от готовности США, Европы и Японии инвестировать в трнсферт наиболее передовых технологий. «Быстро растущие экономики предпринимают действия, направленные на снижение объема выбросов на основе ясного понимания, что для них это является также и стратегией лучшего позиционирования в новом международном энергетическом балансе», оценивает Мирчев. «Некоторые из этих стран рассматривают акцент на экологических приоритетах в международных экономических отношениях как фактор обеспечения их энергетических нужд, и фундамент передовых позиций в глобальной энергетике в двадцать первом веке».