Авторы книг «Под знаком кванта» и «Покушение на искусство» стали лауреатами премии «Просветитель» 2009 г.

18 ноября 2009 г. на торжественной церемонии в «Театральном центре на Страстном» были объявлены два лауреата премии «Просветитель» 2009 г. в области научно-популярной литературы.

Премию за лучшую научно-популярную книгу в области физико-математических и естественных наук получил физик-ядерщик Леонид Пономарев – автор книги «Под знаком кванта» (Физматлит, 2007). Второй «Просветитель» за лучшую книгу в области социогуманитарных наук достался искусствоведу Григорию Козлову, автору книги «Покушение на искусство. Арт-детектив» (Слово/Slovo, 2009). Всего на конкурс было представлено более 60 книг, из них 24 издания были отобрано в длинный список, а из него 8 – в короткий список премии. На фото: члены жюри и лауреаты Г. Козлов (слева) и Л. Пономарев (справа).

Напомним, что в этом году решение принимало жюри в составе: председателя жюри, академика РАН Юрия Рыжова; проректора РГГУ, филолога Дмитрия Бака; поэта, преподавателя математики Евгения Бунимовича; ведущего научного сотрудника ФИАН, доктора физико-математических наук Алексея Семихатова; создателя интернет-проектов Антона Носика и первого лауреата премии Марины Сванидзе.

Церемония проходила в веселом, ироничном и элегантном духе, чем-то напоминающим лучшие выпуски КВН. Вышедших на сцену членов жюри сопредседатель оргкомитета премии, книгоиздатель Александр Гаврилов встретил вопросом, волновавшим всех собравшихся: «Какое же принято решение?». «Решение жюри было единодушным», – сказал А. Семихатов и умолк. Зал засмеялся и зааплодировал. «Трудно ли было достичь консенсуса?» – этот вопрос был уже обращен к А. Носику. «В гуманитарной номинации он был достигнут еще до начала обсуждения, а по естественно-научной до сих пор не достигнут», – ответил он. «В самом начале казалось, что именно с гуманитарной частью всё не понятно, а с естественниками всё ясно. Теперь уже не так?» – спросил ведущий церемонии у Дм. Бака. «Более-менее не так. С естественными науками вообще непонятно. Есть ли, например, бозон Хиггса, как устроена Вселенная и т.д.» – парировал проректор РГГУ.

«С гуманитарными науками всё понятно. Как же теперь будет дальше?», – продолжал допытываться у членов жюри А. Гаврилов. «Дело в том, что в отличие от естественных наук, про которые рассказал мой коллега, профессор Бак, про гуманитарные науки вообще непонятно, есть ли они вообще?», – заметил Е. Бунимович. Зал ответил смехом и хлопками поддержки. «Трудно ли было оценивать работу коллег?» – обратился ведущий церемонии к М. Сванидзе. «Необыкновенно просто! Лучшее на свете занятие – читать хорошие книжки».

«Юрий Алексеевич, члены жюри Вас слушались?» – такой вопрос был адресован к председателю жюри, академику Рыжову. «Нет, а если бы это было так, то я бы отказался возглавлять жюри».

Основатель Фонда «Династия» и премии «Просветитель» Дмитрий Зимин напомнил, как узок слой интеллектуалов, как мал круг тех людей, кто в состоянии понять устройство нашего мира. Его беспокоит контраст между научной элитой и остальным миром. По его мнению, одним из величайших наслаждений помимо чисто природных инстинктов для человека является творчество и интеллектуальная деятельность. «Какой восторг испытывает исследователь, познав красоту мира», – отметил он.

«Разделите с нами радость и восторг от контакта с лучшими мыслителями человечества», – призвал он зал, обращаясь как-бы ко всей потенциальной читательской аудитории страны. «Кстати, я еще не знаю, кто стал победителем», – такой фразой он закончил свою речь, вызвав смех и аплодисменты собравшихся.

Академик Юрий Рыжов, в свою очередь, подчеркнул, что процедура обсуждения книг «была максимально демократичной. Независимость экспертов обеспечивалась их морально-интеллектуальным уровнем, поэтому путем долгих обсуждений и свободных высказываний мы каждый раз приходили к достаточно однозначному консенсусу по призерам сегодняшнего конкурса». Он отметил, что если в жюри сохранится такая же атмосфера и издательства в следующем году выпустят серьезные работы, то призывы Д.Б. Зимина о том, чтобы нести просвещение в массы, может быть, будут воплощены в жизнь. В то же время, академика беспокоит то, что для нынешней власти проблемы просвещения не являются приоритетными.

Игра в «физиков-лириков» продолжалась в течение всей церемонии. Премию Л. Пономареву за книгу «Под знаком кванта» вручил филолог Дм. Бак, а Г. Козлову за «Покушение на искусство» – физик А. Семихатов. Каждый из членов жюри постарался творчески и с юмором обыграть противостояние «жестких» и «мягких» наук.

В ходе церемонии А. Гаврилов сообщил, что весь комплект книг из шорт-листа «Просветителя» будет отправлен в 125 библиотек страны. В беседе с корреспондентом «Полит.ру» он также рассказал, что в следующем году произойдет частичная ротация состава жюри. По положению премии, место М. Сванидзе займут победители этого года Л. Пономарев и Г. Козлов, а их в 2011 году сменят победители 2010 г., а другие перемены пока неизвестны. Он также выразил надежду, что со следующего года удастся подключить научных журналистов из ведущих российских СМИ к номинированию хороших научно-популярных книг в состав длинного списка.  

В свою очередь, редактор отдела науки журнала «Вокруг света», координатор Клуба научных журналистов (КНЖ) Александр Сергеев, реагируя на эту идею, отметил, что по опыту участия в различных премиях он видит, что «у большинства наших научно-популярных конкурсов явно виден дефицит номинаторов. Так что оргкомитету стоит подумать над более четким определением понятия и круга номинаторов (индивидуальных и коллективных). КНЖ как раз мог бы выступать в роли коллективного номинатора (не исключая возможности отдельных членов Клуба выдвигать индивидуальные списки книг)».

В комментарии «Полит.ру» Антон Носик также  отметил, что чтение книг, представленных на конкурс, его приятно порадовало. Оказалось, что в России не так плохо с научной популяризацией. Он пока еще сам не стал автором научно-популярного издания, но у него растет сын, через какое-то время малыш научится читать и тогда у А. Носика, возможно, появится потребность написать такую книгу.

См. также: