2 декабря 2009 г. в Отеле Марриотт Гранд состоялся круглый стол «Создание университетов мирового класса: Международный опыт и российская практика».
Ключевой доклад сделал профессор факультета высшего образования Бостонского колледжа, директор Центра международного высшего образования (CIHE) Филипп Альтбах (Philip G. Altbach).
В круглом столе приняли участие министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, помощник Президента РФ Аркадий Дворкович, ректор национального исследовательского технологического университета МИСИС Дмитрий Ливанов, ректор РЭШ Сергей Гуриев (РЭШ), ректор национального исследовательского университета ВШЭ Ярослав Кузьминов и профессор ВШЭ Исак Фрумин.
Со своими докладами также выступили ректор Казанского государственного университета (Поволжского федерального университета) Мякзюм Салахов и ректор Европейского университета в Санкт-Петербурге Олег Хархордин (см. программу круглого стола).
Ректора ведущих вузов рассказали о текущей ситуации и о планах по повышению качества своей профессоруры, задачах, стоящих на пути движения к созданию университетов мирового уровня.
Одной из важных проблем, затронутых на обсуждении, была тема академического «саморазмножения» (inbreeding). Как известно, в России повсеместно распространена практика, когда выпускники российского вуза становятся аспирантами и преподавателями того же вуза, это приводит к отсутствию конкуренции, вырождению, монополизму одной научной школы, потере внешних научных и образовательных ориентиров. О. Хархордин даже назвал эту практику «академическим инцестом», воспроизводством одной и той же научной и властной традиции. Ректора обсуждали, как можно решить эту проблему: путем отправки способных выпускников и аспирантов в западные университеты для прохождения практики и обучения, финансового мотивирования и др.
С. Гуриев подчеркнул, что существует мировой академический рынок профессуры и его университет уже несколько лет успешно использует этот инструмент для преодоления проблемы инбридинга.
Однако было отмечено, что сейчас в России при отсутствии национального академического рынка (большого пула профессиональных профессоров) инбридинг становится неизбежным. Той же Вышке для того, чтобы удовлетворить свои потребности в преподавателях, приходится брать на работу своих же выпускников. Отправка талантливых людей в западные университеты часто приводит к потере этих ученых для российского академического рынка. Ф. Альтбах заметил, что проблема инбридинга также существует и в Китае, и Индии и быстро это ситуацию не изменить.
О. Хархордин также затронул проблему создания системы tenure профессоров. Как оградить профессоров от корпоративного влияния, как создать гармонию между подотчетностью и академической свободой? – таковы наиболее острые проблемы на этом пути. Выход он видит в создании комитетов и эндаументов при факультетах, которые бы не позволяли бы вузу становиться инструментом влияния тех или иных корпораций, вкладывающих деньги в университет.
Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов рассказал о текущей ситуации и планах его НИУ по созданию системы ординарных профессоров (аналога tenure). Средняя зарплата этих профессоров уже сейчас составляет 100 тыс. руб. Руководство вуза намеренно постепенно избавляться от преподавателей, не занимающихся научной работой, за исключением наиболее эффективных из них. В планах – довести число tenure профессоров до 50% от общего состава профессоров, увеличить их академические надбавки в два раза, при этом зарплата других преподавателей будет повышаться в более медленном режиме. Вуз планирует принимать на работу людей только на основе реальной конкуренции, не допускать тех, кто не имеет научных публикаций и др. Главные инструменты на этом пути – конкурсное вытеснение плохих преподавателей и выход на международный рынок труда, снижение аудиторной нагрузки для талантливых исследователей и включение в их контракты пунктов о необходимости ведения научных исследований, вовлечения в них студентов и аспирантов.
Ректор Поволжского федерального университета М. Салахов подчеркнул, что они борются за сохранение исторически сложившегося бренда «Казанский университет» и что сокращение ПФУ им совсем не нравится. «Раньше мы назывались Императорский Казанский университет, потом получили имя Ленина, но он учился у нас всего 1,5 месяца, поэтому Ленина в названии мы не планируем», – сказал он под аплодисменты зала.
В заключение круглого стола, ректор РЭШ отметил, что очень рад уровню состоявшегося разговора и надеется на его продолжение. «Многие проблемы, стоящие перед отечественными университетами, не являются уникальными и поэтому нет причин полагать, что мы не сумеет с ними справиться», – подчеркнул он. В планах организаторов вовлечь в дискуссии по созданию в России университетов мирового уровня ректоров самых сильных вузов. Результат этого обсуждения он видит в разработке предложений и рекомендаций по изменению существующего законодательства и принятий других необходимых решений на высшем уровне.
См. также:
- Медведев распорядился создать в России 5 федеральных университетов
- Наш человек в Гонолулу
- Аркадий Дворкович пообещал создать облегченный визовый режим для студентов, преподавателей и ученых, приезжающих в Россию (о круглом столе, организованном РЭШ о возможности привлечения научной диаспоры)
- Рейтинг МГУ в шанхайском рейтинге мировых университетов понизился на 7 пунктов
Гарвардский университет занял 1-ое, МГУ – 155, СПбГУ – 168-ое место в рейтинге еженедельника Times Higher Education
12 вузов России завоевали статус "национального исследовательского университета" - МГУ, СПбГУ, Вышка, МАИ, Физтех вошли в состав финалистов конкурса национально-исследовательских университетов
- "Инструкция пользователя или Новый год по производству себя" - выдержки из выступлений на торжественной церемонии начала нового учебного года в Европейском университете в Санкт-Петербурге
- Опубликован рейтинг лучших университетов США 2009 г. по версии еженедельника US News & World Report. Принстон, Гарвард и Йель вошли в тройку лучших
- Журнал “Forbes” опубликовал список 10 университетов США, выпускники которых стали миллиардерами
- Болонский процесс объединил Московский и Санкт-Петербургский университеты. Пока лишь на бумаге
- Минобрнауки России дал старт конкурсу национальных исследовательских университетов
Наша справка (по материалам сайта РЭШ):
Профессор Альтбах – ведущий мировой специалист в области сравнительного изучения программ развития университетов в развивающихся странах. Преподавал в университетах Китая, Индии, Гонконга, Малайзии, Сингапура, Тайваня. Председатель Международного наблюдательного совета Высшей школы образования Шанхайского университета, где составляется один из двух ведущих международных рейтингов университетов.
Автор и редактор книг:
- World Class Worldwide: Transforming Research Universities in Asia and Latin America (2007)
- Higher Education in the New Century (2007)
- International Handbook of Higher Education (2006)
- Asian Universities: Historical Perspectives and Contemporary Challenges (2004)
- Decline of the Guru: The Academic Profession in Middle-Income and Developing Countries (2002)
- Higher Education: A Worldwide Inventory of Centers and Programs (2001)
- The Changing Academic Workplace: Comparative Perspectives (2000)
- Higher Education in the 21st Century: Global Challenge and National Response (1999)
- Comparative Higher Education (1998)
- International Academic Profession: Portraits from Twelve Countries (1997)
- Emergent Issues in Education: Comparative Perspectives (1992)
- Higher Education and Scientific Development in Newly Industrializing Nations (1989).