Как в Академии наук осуществляется централизованная закупка дорогостоящего импортнорго научного оборудования? Этому вопросу посвящено журналистское расследование в газете "Троицкий вариант" от 8 декабря 2009 г., вышедшей накануне Общего собрания РАН.
Доктор биологических наук, зам. директора ИППИ РАН по научной работе Михаил Гельфанд и доктор физико-математических наук, в.н.с. Казанского Института биохимии и биофизики РАН Алексей Крушельницкий, авторы этой статьи, пользуясь открытой информацией в Интернете и контактами в академической среде, выяснили, что весьма заметная часть из нескольких миллиардов рублей, выделяемых ежегодно на покупку очень необходимых российским ученым приборов, уходит неизвестно куда.
Они обращают внимание читателей на то, что основной механизм неэффективного использования бюджетных средств не отличается большой оригинальностью, в данном случае используется посредник - ФГУП под названием "Академинторг". Оказалось, что на открытых торгах при закупке научного оборудования, которые, согласно Федеральному закону № 94 , являются обязательными для бюджетных организаций, единственным участником этих торгов всегда оказывается Академинторг.
В публикации отмечается, что некоторые лоты на этих торгах сформированы таким образом, что участие в них фирм-производителей невозможно (слишком разнообразный список оборудования в одном лоте и др.) и победителем оказывается посредник. В то же время, некоторые производители, которые и могли бы участвовать в торгах за лоты, специально "заточенные" под их продукцию, по непонятной причине этого не делают, уступая это право Академинторгу.
В качестве примера такого производителя в публикации в "ТрВ" приводится широко известная в научном мире фирма "Брукер", производящая широкий спектр научных приборов. Несмотря на то, что конкуренция среди производителей научного оборудования в мире очень острая, фирма "Брукер" является единственным поставщиком в академические институты, в частности, таких приборов, как спектрометры ядерного магнитного резонанса.
"Троицкому варианту" удалось выяснить, что Академинторг переплачивает "Брукеру" за эти спектрометры приблизительно 50% от реальной рыночной цены. Хотя это совсем не значит, что "Брукер" все эти деньги получает на собственные счета. Авторы статьи пытались получить комментарии руководства Академинторга, представителей "Брукера", а также нескольких высокопоставленных академиков, причастных к закупкам научного оборудования в РАН, но те отказались давать какие-либо комментарии на эту тему.
Статья в "Троицком варианте" заканчивается риторическим вопросом о том, знает ли руководство РАН об этой системе, и почему оно ничего не предпринимает для того, чтобы остановить это неэффективное расходование бюджетных средств.
Этот материал сопровождается рассказом молодого ученого, д. геол. -мин. н., профессора СПбГУ, зав. кафедрой кристаллографии, лауреата Премии Президента РФ 2008 г. в области науки и инноваций для молодых ученых Сергея Кривовичева о том, как он покупал оборудование для своей лаборатории. Оказалось, что без посредников ему удалось добиться скидки на покупку CCD-дифрактометр на сумму 280 тыс. евро, заставив две фирмы-поставщика конкурировать друг с другом.
См. также:
- Алексей Крушельницкий, Михаил Гельфанд. Прозрачный омут Академинторга // ТрВ № 43, 08 Дек 2009 г. C. 2-3.
- Сергей Кривовичев. Как мы покупали CCD-дифрактометр // ТрВ № 43, 08 Дек 2009 г. C. 3.