Госдума в итоге дискуссии в пятницу одобрила законопроект первого чтения «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Документ внесен 11 марта президентом, сегодня в первом чтении его поддержал 351 депутат, 57 было против, передает наш корреспондент Лев Файнберг.
Законопроектом предлагается с 1 января 2011 года установить внесудебную процедуру урегулирования гражданско-правовых споров при участии нейтральных лиц (медиаторов), как альтернативы судебному или административному разбирательству.
Законопроектом определяются сфера применения, требования к соглашению о проведении процедуры медиации, собственно процедуры медиации и требования к медиаторам.
Представитель Президента в Думе Гарри Минх пояснил депутатам, что медиация — это добровольная процедура и ее отличительной чертой является конфиденциальность. Медиация не носит характер тяжбы, медиатор является по сути переговорщиком. Если дело находится в суде, то участвовать в медиации могут только профессионалы старше 25 лет, не имеющие судимости. Для этого суд может отложить рассмотрение дела не более чем на 60 дней. В медиации до суда может участвовать непрофессионал старше 18 лет. Его задача — выявлять истинные намерения сторон, он не вправе принимать решения.
«Данный законопроект чрезвычайно важен, мы запоздали с ним лет на 5-10», — заявил председатель ответственного комитета по законодательству Павел Крашенинников. Медиация может применяться к делам частноправового характера, где не предусмотрено принуждение. Деятельность медиатора, как и нотариуса или адвоката, не является предпринимательской. По мнению главы комитета, правительству не нужно заниматься обучением медиаторов, с этим вполне могло бы справиться Министерство юстиции.
«Мы вводим новую систему посредников в самых скандальных вопросах», — отметил Николай Коломейцев. Он считает странным появления от президента инициативы по теневой юстиции. «Самыми лучшими медиаторами будут воры в законе», — предупредил Коломейцев.
«Это очень мощный финансовый и политический инструмент», — предупредила Нина Останина. У нее впечатление, что этот закон продвигает не правительство, а институт олигархов, потому что им создается альтернативная юстиция. как в прошлом альтернативная медицина, когда появились знахари.
Валентин Романов поставил вопрос о соотношении медиации и права на забастовку, также о механизме оплаты труда медиаторов. Гарри Минх напомнил в ответ, что суд по трудовым спорам с 2003 года урегулировал 717 массовых конфликтов работников и работодателей, если бы этого не было сделано, альтернативой была бы забастовка. Вопрос о том, кому сколько платить, решается по соглашению сторон. Это не обираловка, как услышал из зала от географически удаленной от него фракции в зале. Трудовые споры решались бесплатно, участники спора не потратили ни копейки.