"Искусство балета ставит себе необычные художественные задачи только в авторском театре. Когда это мегаполис, как Большой или Мариинский, то не может быть никаких задач, кроме того, что мы являемся главным развлекательным центром страны и ее обложкой. Мы служим для того, чтобы люди пришли и получили удовольствие. Как правило, спросом пользуются большие классические спектакли.
Мы отстали от всего мира в модерне и современном танце, тут мы - далекие Тетюши. Но в классическом балете мы еще как старый раненый слон ворочаемся. Мы еще не умерли, но уже на грани - слон скоро околеет.
Никто не говорит, что зарабатывать деньги - плохо. Но терять художественный уровень опасно. Открывая занавес каждый день, не заболтать того, что ты делаешь, сложно. Думаю, что развития Большого театра на моей жизни точно не будет", - заявил в интервью "Новой газете" танцовщик, педагог, телеведущий Николай Цискаридзе.
С его точки зрения (Цискаридзе ведет класс в Большом театре), студенты теперь "все более не желающие развиваться", "все более глупые", "если ведущий артист - я сам по телевизору видел - говорит, что для того, чтобы станцевать балет "Спартак", ему надо посмотреть фильм "Гладиатор" или "Храброе сердце", мне хочется его спросить: ты хотя бы Джованьоли прочитал?", "я даю голову на отсечение: никто из молодых, танцующих "Легенду о любви", не удосужился прочитать не то что Навои, хотя бы Хикмета".
На вопрос "то есть ученики вас не радуют?" Цискаридзе ответил: "Просто я уже научен не давать прогнозов. Театральная жизнь очень многогранна. Помимо хороших профессиональных качеств нужны везение, удачливость, смекалка, образованность. Остаться человеком в мире искусства очень сложно. Мало кому удается создать свой мир и сохранить свое "я". Молодые артисты - а артисты балета могут быть только молодыми - часто поддаются на легкий результат. Буду работать с этим - будет такая выгода, с тем - другая выгода. Не хватает жизненного опыта и мозгов посмотреть в послезавтра. Мыльный пузырь так красиво переливается на солнышке, но он лопается. Не быть мыльным пузырем в балете очень сложно".
Что же касается "перспектив Большого театра", то, считает Цискаридзе, "у главного театра страны нет времени на эксперименты, тем более в состоянии реконструкции": "Мы обязаны сохранить наше прошлое идеально. И от каждого выдающегося хореографа иметь по одному спектаклю, то, в чем он был уникален. От Макмиллана, от Кранко, от Форсайта, от Бежара. Это беспроигрышный вариант".