После перерыва начался второй круглый стол на конференции «Научная диаспора и будущее российской науки». Его ведущий Анатолий Вершик, реагируя на утреннее заявление Д. Зимина, сказал, что имеет смысл по итогам конференции подготовить резолюцию, в которой надо найти правильные формулировки и высказаться по ученым-«шпионам». «Нечего и говорить, что происходящее - позор для страны», – сказал он. В то же время он считает, что не нужно писать какие-то специальные письма по этому поводу.
Математик, профессор математической физики Калифорнийского университета США Николай Решетихин поддержал А. Вершика, сказав, что эту проблему ученых-"шпионов" нельзя оставить без внимания. Ему кажется, что главная проблема – в отсутствии информации о происходящем.
Физик Дмитрий Дьяконов, зам. директора Отдела теорфизики ПИЯФ (см. видеозапись его лекции на "Полит.ру"), в своем выступлении кратко рассказал о себе, отметив, что имеет опыт длительной работы за рубежом. «Я понимаю жизнь науки и за границей и здесь, а т.к. мои родители и моя дочь – филологи, то, может быть, я понимаю жизнь и с трех сторон» (имея ввиду позиции и физиков, и лириков).
«Сегодня ночью я понял, что полная бессмыслица говорить о каких-то хороших предложениях», - сказал Дьяконов. По его мнению, «особенностью нынешнего витка исторической спирали является то, что произошло полное отчуждение власти от научного сообщества». Он считает, что это, как любое явление природы, нуждается в осмыслении.
Именно об этой проблеме, на взгляд Д. Дьяконова, надо «не только говорить, но и кричать». В подкреплении своих слов он привел несколько примеров взаимоотношений власти и научного сообщества. В 2009 г. 500 докторов наук подписало разумное письмо об укреплении РГНФ и РФФИ. Какой результат? Ответил представитель Минобрнауки А. Наумов, но м.б. было бы лучше, если бы он не отвечал. Результат – в этом году обоим фондам снижен бюджет и они, по-прежнему, висят на волоске. Другой пример: программа "Молекулярная и клеточная биология" (МКБ) – одна из лучших в РАН, но именно ей урезали бюджет в этом году.
Вняв требованиям ведущих ученых, Минобрнауки стал учитывать в своих лотах цитируемость ученых, но почему-то не международный индекс цитирования, а некий индекс РИНЦа, который, по мнению Дьяконова, является "генератором случайных чисел". Д. Дьяконов проверил работу РИНЦ на себе и на коллегах. Оказалось, что она в 1500 раз меньше, чем по любому другому индексу цитирования. «Так нас слушают в Минобрнауке», – отметил физик.
Коснувшись состояния дел в Санкт-Петербургском институте ядерной физики РАН (ПИЯФ), Дьяконов напомнил, что «прошлой осенью, без оповещения (директор института узнал об этом только из прессы) наш институт был выведен из РАН и передан в Курчатовский центр. Результат: прошло полгода и в настоящий момент институт разорен, нет денег на оплату электричества, сотрудники скидываются из грантов, чтобы оплатить электричество. …Катастрофа гораздо хуже, не буду все рассказывать. ...Теперь реактор в ПИЯФе не будет построен в ближайшие годы».
«Почему? Хочется спросить представителей власти, почему с учеными поступают как с крепостными, как с бессловесной скотиной?», – сказал Д. Дьяконов. Он привел примеры успешной работы ПИЯФ, специалисты которого работают, в том числе и на БАКе в ЦЕРНе. Ему кажется странным, что вместо поддержки уже существующих конкурентоспособных организаций создается «бездонная прорва в Сколково».
В заключение своего выступления, Дьяконов сказал, что существует полное отчуждение научной общественности от власти и от возможности влиять на решение. Есть героические люди как Сергей Гуриев и Константин Северинов, усилия которых надо всячески поддерживать.
Д. Дьяконов подготовил ночью проект резолюции, в которой сказано о затронутых выше проблемах. «Нужно возвысить голос. Надо заставить власть создать постоянный орган взаимодействия ученых и власти. Из ученых мирового уровня, отбор – по рекомендации выдающихся специалистов мира, именно этот совет должен определять стратегические направления в развитии науки и общества. Надо бороться с этим».
«В настоящий момент, пока мы не добьемся от правительства серьезного учета наших интересов, сотрудничать с правительством бессмысленно», – заявил Дм. Дьяконов.