30 июня 2010 года на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге был спущен на воду головной плавучий энергоблок "Академик Ломоносов", передают информагентства.
Этот энергоблок станет главным элементом первой в мире плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС), которую строит концерн "Росэнергоатом". В торжественной церемонии приняли участие глава госкорпорации "Росатом" Сергей Кириенко, директор "Росэнергоатома" Сергей Обозов, глава Балтийского завода (входит в Объединенную промышленную корпорацию) Андрей Фомичев, губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко и полномочный представитель президента РФ в СЗФО Илья Клебанов.
Мощность ПАТЭС составит 70 МВт. Плавучий энергоблок станции - это несамоходное стоечное судно по классификации морского регистра России. Его длина 140 метров, ширина - 30, осадка - 5,6 метра. Численность сменного персонала - 64 человека. ПАТЭС предназначена преимущественно для энергоснабжения удаленных районов Крайнего Севера и Дальнего Востока России.
"Благодаря стратегии "Росэнергоатома" плавучие АЭС позволят очень серьезно изменить северную инфраструктуру нашего государства, - сказал Клебанов на торжественной церемонии. - Надеюсь, в 2012 году мы с вами будем участвовать в окончательной сдаче этого объекта".
Матвиенко отметила, что плавучие АЭС открывают новую страницу развития атомной энергетики. "Этот проект абсолютно инновационный, и в нем участвуют две брендовые отрасли Санкт-Петербурга: судостроение и атомная энергетика", - сказала она.
"Уверена, что этот проект положит начало серии плавучих станций, которые будут востребованы не только в России, но и за рубежом", - подчеркнула Матвиенко.
Глава "Росатома" напомнил, что полтора года назад госкорпорация приняла решение перенести строительство плавучего энергоблока из Северодвинска в Санкт-Петербург. "Нам многие говорили тогда, что с этим уже не справятся российские судостроители. Балтийцы не подвели и с задачей справились даже раньше срока", - сказал Кириенко.
Он добавил, что этот проект вызывает большой интерес у иностранцев.
"Это событие показывает, что разработки воплощаются", - прокомментировал это событие аналитик UniCredit Securities Дмитро Коновалов. "Обычно первый образец дает возможность лучше понять технологию, и, как правило, следующие будут более высокого качества. С точки зрения финансирования могу сказать, что редко кто любит покупать турбины под номером один. А когда работают уже несколько турбин и потенциально существующие недоработки конструкции устранены, последующие намного проще продавать и финансировать", - пояснил он.
"Понятно, что такие установки будут доставляться в регионы, куда сложно проводить электроэнергию, и где используется более дорогое дизельное топливо, на основе которого вырабатывают электроэнергию", - добавил эксперт. "И конечно, атомная электроэнергия намного дешевле, чем полученная на дизельном топливе. Это обеспечит, с одной стороны, более дешевое производство, с другой стороны, меньшую зависимость от погодных условий, возможности транспортировки. Атомные станции не нуждаются в ежегодной доставке огромного количества топлива, что позволяет более экономно работать", - подчеркнул он.
В дальнейшем спрос на небольшие реакторы будет неплохой, считает Коновалов. "Небольшие реакторы могут размещаться, с одной стороны в местах, где есть потребность в электроэнергии, а пропускная способность сетей ограничена, с другой – там, где есть проблемы с поставкой топлива. Эта главная часть инфраструктуры, которая дает толчок для развития региона", - отметил он.
"Постепенно в мире идет уход от генерации на ископаемых источниках к более чистой генерации. Атомная энергетика, безусловно, более чистая, чем из невозобновляемых источников", - заключил эксперт.
Я думаю, что те страны, у которых нет больших гидроресурсов, нет дешевой электроэнергии, нет возможности ее передачи, будут заинтересованы в ПАТЭС. Это некоторые страны Африки, например, Нигерия. Возможность опреснения воды на ПАТЭС - тоже дополнительная польза.