25 января 2021, понедельник, 04:52
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

07 июля 2010, 14:09

Никита Кричевский: взвешенной транспортной политики у России попросту нет

Независимая" газета публикует статью доктора экономических наук Никиты Кричевского "Транспортный стоп-кран. Доклад о том, куда мчится Россия"

В России, как известно, две беды. Стремясь решить хотя бы одну из них (дороги), в мае 2004 года президент назначил на должность министра транспорта Российской Федерации человека из бизнеса, коммерсанта, имеющего непосредственное отношение к отрасли, – Игоря Левитина. Казалось, в российской транспортной сфере наступает новая эра, тем более что принятая 12 мая 2005 года «Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года», идеологом которой и стал новый министр, внушала определенный оптимизм. Вот лишь некоторые амбициозные ориентиры.

Большинство населенных пунктов будет иметь круглогодичный доступ к основным коммуникациям.
Транзитные перевозки через территорию России составят 90–100 млн. тонн в год.
Доля транспорта в загрязнении окружающей среды снизится в полтора раза и составит 22% (в 2003 году в России она составляла – 33%, в развитых странах – менее 20%).
И так далее. Мы очень надеемся, что новая (правда, теперь, скорее, старая) министерская команда на пути к выполнению взятых обязательств. И все же хочется подвести некоторые предварительные итоги.

I. Автодорожное хозяйство
По автомобильным дорогам вроде бы рост: с 2005 по 2008 год – 82 тыс. км, но произошло это не благодаря действиям Минтранса, а за счет включения с 2006 года в дороги общего пользования дорог местного значения. Нехитрый коммерческий прием, не правда ли? В результате лишь за 2006 год показатель дорог общего пользования «скакнул» сразу на 120 тыс. км, или на 20,7%! Между тем удельный вес дорог с твердым покрытием в общей протяженности автодорог неуклонно снижается: если в 2005 году он составлял 91,3%, то уже к 2008 году – 83,4%.
Как уж неоднократно говорилось, ежегодные потери российской экономики от плохого состояния дорог и недостаточного уровня их развития превышают 1,8 трлн. руб., или более 2% ВВП, что, кстати, больше, чем расходы государства на оборону. Плохая дорожная инфраструктура приводит к тому, что транспортная составляющая в себестоимости продукции в России достигает 20%, тогда как в развитых странах этот показатель не превышает 8%. Если в Европе средняя скорость перемещения грузов равна 1000 км в день, то в России не более 300 км. Наконец, себестоимость автомобильных перевозок в России в 1,5 раза выше, чем в странах ЕС, а расход топлива превышает европейский на 30%.
Казалось бы, нужно как можно более экономно и рачительно относиться к выделяемым на дорожное строительство и ремонт бюджетным ресурсам. Но прежде, чем посмотреть, как с этим обстоят дела у нас, пробежимся по странам и континентам.
В 2008 году в Китае было построено 6443 км при средней стоимости строительства 2,2 млн. долл. за 1 км. В ЕС-27 – 3210 км при средней стоимости строительства 6,9 млн. долл. за 1 км (к примеру, автобан в восточнонемецких землях – 5,0 млн. евро за 1 км, а автобан между Дрезденом и Прагой – 9,2 млн. евро за 1 км). В США – 1960 км при средней стоимости строительства в 5,9 млн. долл. за 1 км (к примеру, дорога М6 South Beltline длиной 64 км в штате Мичиган была построена за 2,5 млн. долл. в пересчете на 1 км, а трасса Route 87 в Калифорнии в районе Сан-Хосе длиной 30 км – за 7,5 млн. в пересчете на 1 км).
В России планы по дорожному строительству постоянно меняются, не меняются лишь расценки – средняя стоимость строительства в 2010–2015 годах должна составить приблизительно 17,6 млн. долл. за 1 км. Есть и чемпионы типа трассы Краснодар–Новороссийск (32,0 млн. долл. за 1 км), ЦКАД (40,0 млн. долл. за 1 км) или первого участка магистрали Москва–Петербург (65,0 млн. долл. за 1 км). В целом даже планируемая стоимость дорожного строительства в России выше по сравнению с ЕС-27 в 2,6 раза, с США – в 3,0 раза, с Китаем – в 7,3 раза. Почему – непонятно.
Столь упорное нежелание руководства Минтранса пересмотреть собственную ценовую политику тем более странно, если учесть, что руководством страны взят курс на модернизацию. Странно потому, что годы бурного промышленного роста в Южной Корее, Бразилии, Малайзии и Китае приходились и приходятся на периоды, когда внутренние цены на базовую продукцию были ниже мировых в 1,5–3 раза.
В общем, дела в российском дорожном хозяйстве с каждым годом все хуже и хуже. Причины банальны: недостаток денег, организационная неразбериха и вторая извечная российская беда (та, что не дороги). Решить эти проблемы Минтранс предлагает следующим образом – в нарушение многих норм законодательства ввести платные дороги, «раскрутить» государственную компанию «Автодор» и воскресить былой Клондайк, некогда именовавшийся Дорожным фондом. О второй беде умолчим ввиду ее вечности.

II. Общественный транспорт
В 2005–2008 годах число автобусов общего пользования – основного вида автомобильного общественного транспорта для России (в пересчете на 100 тыс. человек населения) сократилось с 55 до 45, или почти на 18,2%. Вряд ли население России (и населенные пункты) уменьшались в эти годы теми же темпами. Кстати, наибольшими темпами общественный автопарк сократился в Сибирском федеральном округе (на 22,2%). И это при указаниях первых лиц государства о приоритетном развитии Сибири и Дальнего Востока! За это же время число городов и поселков городского типа, имеющих внутригородское сообщение, снизилось с 1126 до 985, или на 12,5% (вот вам и доступ населения к основным коммуникациям!).
Два слова о транзите через Россию, который по Стратегии вырастет до 90–100 млн. тонн в год. Видимо, это все «светлое завтра», а пока в 2008 году он составил всего 10 млн. тонн в год, снизившись с 2000 года в 6 раз. Прогноз оказался чересчур оптимистичным?

III. Выбросы загрязняющих веществ
Согласно «Транспортной стратегии» «доля транспорта в загрязнении окружающей среды снизится в полтора раза и составит 22% (в 2003 году в России она составляла – 33%, в развитых странах – менее 20%)». А теперь реальность: с 2005 по 2008 год от автомобильного транспорта загрязняющих веществ выброшено на...12,6% больше! Вот такая у нас борьба с экологией.

IV. Морской транспорт
В 2008 году, по международным данным, в мире было произведено 2450 судов водоизмещением 10 000 тонн и более. Мировым лидером здесь стала Южная Корея, построившая 1240 судов (50,6% общего объема). России и здесь есть чем «гордиться»: в 2005–2008 годах общее количество судов морского флота сократилось на 480 единиц, или на 13,4%. В мировом портовом рейтинге ни одного российского порта нет даже в топ-20 (крупнейший в России Новороссийский морской торговый порт занял в 2005 году лишь 46-е место). Нам остается только гордиться протяженностью наших морских рубежей и с берега наблюдать за развитием приграничных стран.
Вопрос, куда за годы реализации Минтрансом «Транспортной стратегии» делись к концу 2008 года те самые морские 480 судов из 3574, имевшихся в наличии на конец 2005 года, можно считать риторическим: часть – списали, часть – продали. Страна задыхается без собственного морского торгового флота, а мы его уничтожаем!
Особенно беспокоит снижение морских рыболовных судов: их количество за 4 года работы новой команды Минтранса снизилось с 1455 до 1128, или на 22,5%! Добавим также, что по-прежнему не решена проблема льготного режима для судов, работающих под «удобным флагом», – большинство судовладельцев выбирают для своего флота флаги Панамы, Либерии, Мальты и т.п. только потому, что с российским триколором на борту бюрократических мучений гораздо больше. Не говоря уже о том, что наши моряки, ходящие под иностранными флагами (а значит, формально не подпадающие под российскую юридическую защиту), сидят в плену у пиратов и голодают в чужих портах без малейшей надежды на помощь МИДа или спецслужб – повода заступаться как бы и не существует.

V. Внутренний водный транспорт
Ситуация с речными и озерными судами не лучше: за 4 года 5,3% из них также куда-то «испарились». Причем больше всего пострадали речные сухогрузы: за 2005–2008 годы их число сократилось на 11,6%. Как вы думаете, что перевозят оставшиеся «в строю» сухогрузы? Каменный уголь? Руду? Зерно? Ошибаетесь: с 2005 года количество этой перевезенной продукции снизилось в разы. В 2008 году три четверти всех грузов составили стройматериалы, в кризис, как вы понимаете, оказавшиеся ненужными. Вместе с судами, их перевозившими. Так что сегодня можно смело попрощаться с речной сухогрузной флотилией.
Что интересно – количество судов, грузов и пассажиров сокращается, а выручка от речных перевозок растет, да еще как! С 2005 по 2008 год доходы от перевозок грузов и пассажиров возросли на 65,5%, и если с пассажиров речники стали брать на 39,2% больше, то средняя себестоимость грузоперевозок выросла в 1,8 раза! Снова финансовые потоки, будь они неладны.
На начало 2009 года более половины речных и озерных судов были старше многих из нас: 50,6% всех судов построено до 1979 года, а по пассажирским и грузопассажирским судам этот показатель еще выше – 55,4%, причем 15,1% пассажирских и грузопассажирских судов имели возраст 50 лет и больше! Сколько еще эти «пенсионеры» проходят?

VI. Авиация
За 2005–2008 годы число гражданских воздушных судов у нас выросло на целых 400 машин, но одновременно парк машин, срок эксплуатации которых колеблется от 15 до 30 лет, составляет более половины всего летного состава (точнее, 59,7%). Да и за счет чего обновлялся наш авиапарк? Ни для кого не секрет, что за счет приобретения новых иностранных лайнеров. Хотя, например, ОАК, созданная в 2006 году, обязалась в 2008–2012 годах выпустить 431 самолет гражданского назначения: 15 Ил-96, 84 Ту-204/214, 236 Sukhoi SuperJet и 96 Ан-148.
В 2008 году было выпущено 10 машин, в 2009-м – 8. В лучшем случае итоги 2008–2012 годов составят около 80 самолетов. Для сравнения: крупнейшие авиастроители в 2009 году произвели: Boeing – 481, Airbus – 498, Embraer – 122 машины. При этом объем продаж этих компаний составил 32,8 млрд. долл., 28,4 млрд. долл. и 5,1 млрд. долл. соответственно.
Несмотря на многообещающие планы, к марту 2010 года ни одна российская авиакомпания по объему перевезенных пассажиров или грузов не смогла даже приблизиться к первой десятке мировых лидеров, и ни один российский аэропорт по объему перевозок и близко не подошел к 30 ведущим аэропортам мира. Да и какая, собственно, разница: будем мы в первой десятке либо присоседимся к Монголии или Лесото. Важно, чтобы чиновники чувствовали себя спокойно.

На фоне перечисленных цифр итоги первой пятилетки работы обновленного Минтранса сложно оценивать позитивно. Напомним, что полностью уже не раз процитированная выше программа называлась «Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года». За пять лет – треть от срока реализации этого программного документа – ни один из ее амбициозных лозунгов реализован не был. Мобильность граждан не растет, смертность в ДТП не падает, объем транзитных перевозок по-прежнему далек от заявленных цифр, а торговые суда все также выбирают чужой флаг. Пока взвешенной транспортной политики у России попросту нет.

Обсудите в соцсетях

Главные новости

24.01 17:31 Венецианский карнавал в этом году пройдет в онлайн-формате
24.01 16:40 В Греции задержали россиянина на украденной в Турции яхте
24.01 16:00 «Вышло мало людей»: Песков прокомментировал многотысячные акции протеста по всей стране
24.01 15:03 В Ираке правительство утвердило более 340 смертных приговоров по делам, связанным с терроризмом
24.01 14:43 Пакистан одобрил применение российской антикоронавирусной вакцины «Спутник V»
24.01 14:11 Пираты взяли в заложники 15 моряков в Гвинейском заливе
24.01 12:59 «Мы так не работаем»: полиция Петербурга извинилась перед женщиной, которую ударил в живот силовик. Женщина в реанимации
24.01 12:01 Автомобиль с участницами Pussy Riot наехал на полицейского во время протестов в Москве
24.01 12:00 Новость из прошлого: 24 января 2001 года — Путин рассказал олигархам об ответственности перед страной
24.01 11:35 Baza: 54-летняя женщина, которую ударил ногой проходящий мимо полицейский, без сознания в больнице. Глава госпиталя утверждает обратное
24.01 11:12 21 127 новых случаев коронавируса выявили в России за сутки
24.01 10:32 На протестных акциях в поддержку Навального 23 января задержали более 3 тыс. человек
24.01 10:00 Макгрегор проиграл Порье нокаутом в главном бою UFC 257
24.01 09:37 Коронавирус выявили у 98,7 млн человек в мире с момента начала пандемии
23.01 21:51 Сын одного из богатейших людей России Александр Фридман принял участие в акции протеста в Москве
23.01 20:57 Глава президентского совета по правам человека не увидел нарушений в жестких массовых задержаниях на акциях в поддержку Навального
23.01 20:12 Протестующие в Москве добрались до «Матросской тишины». Полиция задержала несколько десятков человек
23.01 19:44 В Петербурге омоновец со всей силы ударил ногой пожилую женщину, которая призывала «одуматься»
23.01 19:13 «ОВД-Инфо»: в России побит рекорд по задержаниям
23.01 18:59 Юлию Навальную выпустили из отделения полиции
23.01 18:16 ТАСС: 42 силовика пострадали на акциях в поддержку Навального в Москве
23.01 17:30 Франция будет требовать негативного теста на коронавирус у въезжающих из стран Евросоюза
23.01 17:09 Столкновения участников акций в защиту Навального и полиции начались на Страстном бульваре в Москве
23.01 16:39 Полиция задержала более тысячи человек на акциях в поддержку Навального по всей России
23.01 16:08 Умер знаменитый телеведущий Ларри Кинг
23.01 15:36 В центре Москвы жесткие стычки силовиков с протестующими, задержана Юлия Навальная
23.01 15:00 Российскую антикоронавирусную вакцину «Спутник V» начнут производить в Турции
23.01 14:33 К началу акции в поддержку Навального в Москве задержали 60 человек, в Петербурге больше 50
23.01 14:06 Майор полиции в Курске записал видео в поддержку Навального. Его уволили из полиции по «отрицательным основаниям»
23.01 14:01 В Москве задержали блогера Илью Варламова. Он пришел на Пушкинскую площадь освещать митинг
23.01 13:24 Голикова не рекомендовала прививаться переболевшим COVID-19. У Минздрава была противоположная точка зрения
23.01 12:53 В Красноярске несанкционированный митинг перешел в хоровод у здания администрации
23.01 12:44 На Пушкинской площади в Москве начались массовые задержания сторонников Навального, Красная площадь закрыта
23.01 12:19 В Петербурге перед акцией сторонников Навального оцепили Сенатскую площадь и закрыли станцию метро
23.01 12:11 На территории России произошел сбой в работе «Билайна», «Ростелекома» и Twitter
23.01 12:00 Новость из прошлого: 23 января 2001 года — Компьютеры Белого дома остались без клавиши W
23.01 11:41 В несанкционированных акциях поддержки Навального уже приняли участие более 15 тыс. человек
23.01 11:09 В России выявили 20,9 тыс. случаев коронавируса — почти на 600 меньше, чем вчера
23.01 10:51 Участник несогласованной акции во Владивостоке атаковал полицейского, ОМОН жестко разогнал митинг
23.01 10:02 В Испании суд освободил задержанных по делу о «русской мафии»
23.01 09:37 Несанкционированные акции в поддержку Навального идут на Дальнем Востоке
22.01 21:56 Борис Джонсон: «британский» штамм коронавируса может быть более смертоносным
22.01 21:08 Билл Гейтс сделал прививку от COVID-19
22.01 20:38 Пласидо Доминго будет дирижировать оркестром Большого театра. С ним отказались сотрудничать многие площадки из-за обвинений в харассменте
22.01 20:10 Полиция Архангельска закрыла административное дело против Ильи Варламова
22.01 19:44 Навальному передали письма в СИЗО и разрешили позвонить родным
22.01 19:25 Сотрудника ФБК Георгия Албурова арестовали на 10 суток
22.01 18:51 Собянин призвал отказаться от участия в акции 23 января из-за эпидемии COVID-19
22.01 18:23 СК возбудил уголовное дело о вовлечении детей в протесты 23 января
22.01 18:11 «В мои планы не входит вешаться»: Навальный написал обращение из СИЗО
«АвтоВАЗ» «ВКонтакте» «Газпром» «Зенит» «Мемориал» «Мистраль» «Оборонсервис» «Роснефть» «Спартак» «Яблоко» Абхазия Австралия Австрия Азербайджан Антимайдан Аргентина Арктика Армения Афганистан Аэрофлот Башкирия Белоруссия Бельгия Болгария Бразилия ВВП ВКС ВМФ ВПК ВТБ ВЦИОМ Ватикан Великобритания Венгрия Венесуэла Владивосток Внуково Волгоград ГИБДД ГЛОНАСС Генпрокуратура Германия Голливуд Госдеп Госдума Греция Гринпис Грузия ДТП Дагестан Дания Домодедово Донецк ЕГЭ ЕСПЧ Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет Екатеринбург ЖКХ Израиль Ингушетия Индия Индонезия Интерпол Ирак Иран Испания Италия Йемен КНДР КПРФ Казань Казахстан Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Кипр Киргизия Китай Коми Конституция Красноярск Кремль Крым Куба Курилы ЛГБТ ЛДПР Латвия Ливия Литва Лондон Луганск МВД МВФ МГУ МКС МОК МЧС Малайзия Мексика Минздрав Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минск Минтранспорта Минтруд Минфин Минцифры Минэкономразвития Минэнерго Минюст Молдавия Мосгордума Мосгорсуд Москва НАСА Нигерия Нидерланды Новосибирск Норвегия ОБСЕ ООН ОПЕК Одесса Омск ПДД Пакистан Паралимпиада Париж Пентагон Польша Приморье РАН РЖД РПЦ РФС Росавиация Росгвардия Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Россия Росстат Ростех Ростуризм СМИ СССР США Сахалин Сбербанк Севастополь Сербия Сирия Сколково Славянск Сочи Таджикистан Таиланд Татарстан Трансаэро Турция УЕФА Узбекистан Украина ФАС ФБР ФИФА ФСБ ФСИН ФСКН Филиппины Финляндия Франция Хакасия Харьков ЦИК ЦРУ ЦСКА Центробанк Чехия Чечня Швейцария Швеция Шереметьево Эбола Эстония ЮКОС Якутия Яндекс Япония авиакатастрофа автопром алкоголь амнистия арест армия археология астрономия аукционы бактерии банкротство беженцы безработица бензин беспилотник беспорядки биатлон бизнес благотворительность блогосфера бокс болельщики вандализм взрыв взятка вирусы вузы выборы гаджеты генетика гомосексуализм госбюджет госзакупки госизмена деньги дети доллар допинг драка евро журналисты законотворчество здоровье землетрясение изнасилование импорт инвестиции инновации интернет инфляция ипотека искусство ислам исследования история казнь кино кораблекрушение коронавирус коррупция космос кража кредиты культура лингвистика литература математика медиа медицина метро мигранты монархия мошенничество музыка наводнение налоги нанотехнологии наркотики наука недвижимость нейробиология некролог нефть образование обрушение общество ограбление оппозиция опросы оружие офшор палеонтология педофилия пенсия пиратство планетология погранвойска пожар полиция похищение правительство право православие преступность продовольствие происшествия ракета рейтинги реклама религия ретейл робототехника рубль санкции связь сепаратизм следствие смартфоны смертность социология спецслужбы спутники статистика страхование стрельба строительство суды суицид тарифы театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм убийство фармакология физика фоторепортаж футбол хакеры химия хоккей хулиганство цензура школа шпионаж экология экономика экспорт экстремизм этология «Единая Россия» «Исламское государство» «Нафтогаз Украины» «Правый сектор» «Северный поток» «Справедливая Россия» «болотное дело» Александр Лукашенко Александр Новак Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев Алтайский край Амурская область Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антон Силуанов Аркадий Дворкович Арсений Яценюк Астраханская область Барак Обама Басманный суд Башар Асад Белый дом Борис Немцов Бутовский полигон Валентина Матвиенко Верховная Рада Верховный суд Виктор Янукович Виталий Мутко Владимир Жириновский Владимир Зеленский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин Вячеслав Володин Дальний Восток День Победы Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин Дональд Трамп Евгения Васильева Забайкальский край Интервью ученых Ирина Яровая Иркутская область История человечества Калужская область Кирилл Серебренников Кировская область Конституционный суд Космодром Байконур Краснодарский край Красноярский край Ксения Собчак Ленинградская область МИД России Мария Захарова Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский Московская область Мурманская область Надежда Савченко Наталья Поклонская Нижний Новгород Николас Мадуро Нобелевская премия Новосибирская область Новый год Олег Дерипаска Олимпийские игры Ольга Голодец Павел Дуров Палестинская автономия Папа Римский Первый канал Пермский край Петр Порошенко Почта России Приморский край Рамзан Кадыров Реджеп Эрдоган Республика Карелия Ростовская область Саратовская область Саудовская Аравия Свердловская область Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Следственный комитет Совбез ООН Совет Федерации Ставропольский край Счетная палата Тереза Мэй Тюменская область Франсуа Олланд Хабаровский край Хиллари Клинтон Человек дня Челябинская область Черное море Эдвард Сноуден Элла Памфилова Эльвира Набиуллина Эммануэль Макрон Южная Корея Юлия Тимошенко Юрий Чайка авторское право администрация президента акции протеста атомная энергия баллистические ракеты банковский сектор биология большой теннис визовый режим военная авиация выборы губернаторов газовая промышленность гражданская авиация гуманитарная помощь декларации чиновников дороги России информационные технологии климат Земли компьютерная безопасность космодром Восточный крушение вертолета легкая атлетика лесные пожары междисциплинарные исследования мобильные приложения морской транспорт некоммерческие организации общественный транспорт патриарх Кирилл пенсионная реформа пищевая промышленность права человека правозащитное движение преступления полицейских публичные лекции российское гражданство русские националисты русский язык сельское хозяйство сотовая связь социальные сети стихийные бедствия телефонный терроризм уголовный кодекс фигурное катание финансовый рынок фондовая биржа химическое оружие хроники обнуления эволюция экономический кризис ядерное оружие Великая Отечественная война Вторая мировая война Ирак после войны Ким Чен Ын Революция в Киргизии Российская академия наук Стихотворения на случай Федеральная миграционная служба Федеральная таможенная служба борьба с курением выборы мэра Москвы здравоохранение в России связь и телекоммуникации тюрьмы и колонии Совет по правам человека аварии на железной дороге естественные и точные науки закон об «иностранных агентах» компьютеры и программное обеспечение видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» Новые технологии, инновации Сочи 2014 рейтинг Forbes Аль-Каида Кабардино-Балкария Левада-Центр Нью-Йорк Санкт-Петербург отставки-назначения шоу-бизнес Ростов-на-Дону ЧМ-2018 Книга. Знание ВИЧ/СПИД Путин20летназад новость20летназад Apple Bitcoin Boeing Facebook G20 Google iPhone IT Microsoft NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Wikileaks YouTube

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2021.