Сегодня Конституционный суд провозгласил Постановление, признающее неконституционными некоторые статьи Административного и Уголовного кодексов о правилах ввоза в Россию товаров.
Одна из заявителей, Л.Н. Валуева приехала в Россию из Канады имея с собой «недекларируемые товары для личного пользования», исходя из товарной накладной они стоили 6 510 Канадских долларов, то есть 155 678 рублей. Таваровед криминалистического отдела Шереметьевской таможни решил, что «среднерыночная цена изъятых у Валуевой товаров на внутреннем рынке города Москвы составляет 278 415 рублей». За ввоз в Россию недекларированных товаров в крупном размере, стоимость которых превышает 250 тысяч рублей, на момент возбуждения уголовных дел в отношении заявителей, устанавливалась уголовная ответственность за контрабанду (с апреля 2010 года крупным размером стал 1,5 млн рублей).
Конституционный Суд постановил признать часть первую статьи 188 УК РФ, часть 1 статьи 16.2 и часть 2 статьи 27.11 КоАП в их взаимосвязи не соответствующими Конституции.
Эти нормы позволяют привлекать к ответственности путем оценки стоимости товаров, ввозимых в Россию, не по тем ценам, по которым они были приобретены, а по рыночным ценам на аналогичные товары в России. Между тем, цены на товары в стране приобретения могут быть существенно ниже российских цен. Кроме того, цены в условиях свободной рыночной конкуренции могут многократно как увеличиваться, так и уменьшаться, и в различных регионах России рыночная цена одного и того же товара может быть разной.
Поэтому возникает возможность привлечения граждан к ответственности за нарушение таможенных правил даже в том случае, когда они не превысили разрешенную к ввозу без декларирования стоимость товаров и могут подтвердить это чеками, счетами, ценниками и накладными.
При установлении тяжести совершенного правонарушения (административное нарушение или уголовное преступление) правоохранительные органы исходят из всего незадекларированного товара, включая и ту его часть, которую можно ввозить в Россию без декларирования. Это приводит к нарушению принципов справедливости, равенства и соразмерности и, в том числе, к недопустимому привлечению к уголовной ответственности тех граждан, которые совершили административное правонарушение. Учитывая, что и размер штрафа определяется по стоимости всего незадекларированного товара (включая и ту его часть, которая разрешена к ввозу), этими нормами нарушаются право собственности и имущественные права граждан.
Также КС установил, что срок давности административного правонарушения должен всегда отсчитываться с момента его совершения, а не с момента прекращения уголовного дела или с момента отказа в возбуждении уголовного дела
КС указал на то, что уголовное дело может приостанавливаться, сроки расследования могут продлеваться, причем, неоднократно. В результате давность привлечения к административной ответственности (которая по общему правилу не превышает одного года) может быть даже больше, чем давность привлечения к ответственности уголовной.