Перспективный российский космический корабль: больше экипаж, быстрее стыковка

Российский пилотируемый транспортный корабль нового поколения, возможно, будет стыковаться с Международной космической станцией в день своего запуска, сообщил "Интерфаксу-АВН" начальник управления пилотируемых программ Роскосмоса Алексей Краснов.

"Упрощенный вариант нового корабля, то есть облегченный и без бытового отсека, позволяет ему стыковаться по сокращенной по времени схеме. Там по баллистике есть возможности выходить на стыковку на низкой орбите в самые короткие сроки. На сегодняшний день стыковка у нас осуществляется во вторые сутки после запуска, а у нового корабля имеется вариант с выходом на стыковку в те же самые сутки", - сказал он.

Краснов при этом отметил, что решение по уменьшению длительности промежутка между стартом и стыковкой для нового корабля еще не окончательное. "Надо просто смотреть, насколько это будет удобно экипажу и эффективно с точки зрения затрат", - добавил он.

В апреле 2009 года Ракетно-космическая корпорация "Энергия" победила в тендере на разработку эскизного проекта перспективного российского пилотируемого космического корабля.

Согласно требованиям Роскосмоса предусматривается создание нескольких модификаций корабля - для полетов на земную и окололунную орбиту, ремонта космических аппаратов, а также для сведения с орбиты вышедших из строя спутников и крупных фрагментов космического мусора.

Управление кораблем осуществляется одним пилотом. При старте экипаж должен испытывать перегрузки не больше 4g, а при посадке в штатном режиме не более 3g. Корабль рассчитан на многоразовое (до 10 полетов) использование, при этом надежность должна быть не ниже 0,995.

Базовая модификация может доставить на орбиту и вернуть на Землю шесть человек с возможностью автономного полета в течении пяти суток, лунная модификация рассчитана на полет четырех космонавтов длительностью до 14 суток.

Новый корабль планируется использовать и для космического туризма.

Следует отметить, что реализуемая в настоящее время "двухсуточная схема" была в свое время выбрана как по соображениям баллистики, так и по медицинским показателям.

Как писал журнал "Новости космонавтики, "подобная схема позволяет сберечь значительную часть энергоресурсов. За двое суток, пока корабль находился на орбите, баллистики могли более точно рассчитать силу импульса необходимого для стыковки. Кроме того, двухсуточная схема более удобна для космонавтов. Медики утверждают, что за двое суток, предшествующих стыковке, экипаж лучше адаптируется к невесомости и после этого легче включается в работу на борту комплекса."