Как уже писал Полит.ру, в Мемориальном музее космонавтики (обратите внимание, что открылся сайт музея) при содействии Пресс-службы Роскосмоса с 18 июня 2010 года проводится акция "Почтовый ящик МКС" - каждый ребенок или взрослый может опустить в него письмо, которое будет передано космонавтам на Международную космическую станцию. И получить ответ.
Недавно командир корабля "Союз ТМА-19", бортинженер экспедиций МКС-24 и МКС-25, инструктор-космонавт-испытатель РКК "Энергия" имени С.П. Королёва (Россия), 98-й космонавт России, 423-й космонавт мира, Герой Российской Федерации Фёдор Юрчихин ответил на очередное письмо с Земли, отправленное Сергеем Вальченко: "Нужен ли Человечеству полет на Марс и зачем он нужен? Когда с технической точки зрения возможен пилотируемый полет на Красную планету?"
"Марс. Планета, которой посвящены произведения писателей-фантастов различных стран и многих поколений. Человечество уже не раз мысленно покорило ее. И только сейчас мы заявили о возможной экспедиции к Марсу. Вопрос о необходимости не стоит. Стоит о задачах, технических решениях. А, следовательно, и сроках. Идет своеобразная мозговая атака данного проекта учеными разных стран. Различные взгляды, подходы, дискуссии. Идея постоянно держит в тонусе научную мысль нашей планеты. Давно стала международной. И уже этим необходима и нужна нам. Она сплачивает, объединяет. Появились первые практические шаги к ее решению. «Марс-500». Но не будем забывать о втором полете Валерия Полякова, длительностью 437 суток! Он первый из землян долетел до Марса и вернулся обратно.
Давайте остановимся на технических аспектах, тех решениях, которые предлагаются сейчас, на базе сегодняшних (или вчерашних?) технологий. Главные проблемы – радиация и время в пути. Если использовать технологии МКС, мы до Марса не долетим. Следовательно нужны новые исследования, новые материалы, подходы. Защита водой? На сегодняшний день пока единственное решение. Длительность путешествия. И здесь вопросов больше, чем ответов. При длительных полетах вокруг Земли есть немаловажный фактор – в любое время можно вернуться. Опять же, наблюдение за нашей планетой является хорошим психологическим фактором. Очень много научных задач, посвященных ее изучению. Этого будут лишены будущие марсонавты.
Далее. Практика длительных полетов показала снижение работоспособности через полгода пребывания на орбите. Не говорю уже о физических кондициях. Представьте себе. Восемь-девять месяцев пути в замкнутом помещении, связь с Землей с задержкой. В иллюминаторах, если они будут, одни звезды. Какие задачи будет решать экипаж во время перелета? Только обслуживание корабля? И вот главная цель. Посадка. Следовательно, необходимо построить программу таким образом, чтобы после столь длительного путешествия экипаж был полностью готов к главной задаче данной миссии. Затем столь же длительная дорога домой. Сам собой напрашивается вывод - сократить время в пути. А, значит, новые исследования, новые технологии.
Оставим, на время, приоритет в исследовании Марса за автоматами. Назовем его периодом накопления информации. Следующий шаг – рекогносцировка на местности. Возможно, первыми исследователями будут робонавты. Они же и подготовят плацдарм для Человека. Место посадки, станции навигации, связь, метео. Развернут элементы базирования на первое время. За это время – новые технологии, корабли, двигатели. Опробование их в полете к Марсу. Изучение радиационной обстановки. И - полет Человека. При таком раскладе на это уйдет лет 40-50. Долго? Да. Но я очень хочу, чтобы Человечество не ограничилось одним полетом на Марс, ради которого истощит все остальные направления космической программы, вычерпает все свои ресурсы. А планомерно, поэтапно, шаг за шагом решало бы программу освоения Марса, а не полета к Марсу. Человек более сорока лет не ступал на поверхность Луны. И в ближайшее время не собирается. Не будем повторять прошлых ошибок. Не нужен полет ради полета. Я за программу, которая даст новый виток развития Человечества.
С уважением Ф.Юрчихин".