НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

06 сентября 2010, 18:31

Депутаты недовольны законопроектом о полиции: слишком много полномочий

Закон о полиции противоречит принципам построения правого государства, заявил депутат фракции «Единая Россия» Андрей Макаров на посвященному новому закону круглом столе думского комитета по безопасности, передает наш корреспондент Лев Файнберг. Макаров обнаружил в материалах круглого стола ответ «на гнусные выпады Макарова» и предупредил, что попробует продолжить клеветать на МВД.

«Попытка обсуждения закона, если даже таковая состоится, это попытка увести нас от обсуждения состояния самого МВД», — сказал депутат. Он заявил, что сущность законопроекта — это «создание нового концентрационного лагеря названием которого будет „Россия“ и которым будет управлять объединенная преступная группировка под названием полиция». По мнению депутата Макарова, что если «если люди наконец поднимутся», то МВД в любом случае не будет защищать власть: «Они разбежались, когда они назывались полицией в 17-м году, они разбежались и не стали защищать власть, когда они назывались милицией в 91-м».

«Я хочу повторить, у нас по прежнему вся пресса — это сводка с полей боевых действий. Органы внутренних дел ведут войну против своего народа. И сегодня они как принято в объединенной преступной группировке хотят повязать власть кровью, потому что они хотят связать власть со своими решениями!» — подчеркнул Макаров.

«Макаров на тысячу процентов прав», — заявил в своем комментарии нашему корреспонденту зампред комитета по безопасности Михаил Гришанков. Он отметил расширение в законе полномочий МВД и нестыковку с действующими законами. По его словам, законопроект писали в милиции, но кто конкретно, неизвестно. Не знает этого и Макаров.

Депутат, экс-начальник ЦНИИ МВД Александр Гуров в своем выступлении отметил, что он разработчик закона о милиции и если бы не его переименование, он не стал бы выступать, имея в виду разрушение тех концепций, положений, которые он со своими коллегами формулировал. Депутат уверен, что полиция и милиция — это разные вещи в историческом, правовом и экономическом плане. По мнению Гурова, в законопроекте следует подчеркнуть, что полиция — это орган правоохранительный, вот тогда о дубинках и прочее будем по-другому говорить. В положении об МВД России 1994 года как о правоохранительном органе нет ни слова, как нет и федерального закона об МВД в отличие от прокуратуры или ФСБ. В законопроект Гуров предлагает добавить дополнительные принципы деятельности полиции: сотрудники полиции пользуются теми же статусом и правами, что и сотрудники государственной гражданской службы; любой акт коррупции несовместим со служебным статусом сотрудника полиции; на полицию не распространяется действие нормы Гражданского кодекса о подарках до трех тысяч рублей; никакие меры уголовного наказания не могут быть применены в отношении полицейского, отказывающегося выполнять незаконный приказ; законом обеспечивается система мер, направленных на защиту от ущерба, вызванного действиями полиции. Следует дополнить законопроект положением об особом порядке с сокращенными сроками рассмотрения обращений граждан в отношении сотрудников полиции, допустивших нарушение прав и свобод гражданина и человека. Гуров предлагает дополнить законопроект положением о том, что сотрудник полиции не должен исполнять приказ, предписывающий пытки и формы негуманного, унижающего обращения в отношении граждан. Основные права сотрудника полиции Гуров предлагает изложить в иной редакции, указав, что полицейский имеет право на повышенную заработную плату в соответствии с законодательством и служебным контрактом с учетом таких факторов, как повышенный риск и ненормированный рабочий график — в международной конвенции все прописано. В полиции не могут работать люди, которые нарушили права человека, находясь на службе.

Зампред комитета по безопасности Геннадий Гудков предложил не уходить в детали, потому что «есть блохи, которых мы ловим, и есть пласты, которые надо перерабатывать». Депутат отметил нулевую роль регионов в законопроекте: «не надо пытаться регулировать из Москвы деятельность участковых во Владивостоке и в Калининграде». По мнению Гудкова, по законопроект исключает из ведения МВД следствие: «куда оно уходит и как будет работать, если 80% следственных дел ведет МВД и это одна из ключевых функций?» Нет ни одной полиции мира, которая не находится под парламентским контролем, как не знает Гудков полиции, которая зарабатывала бы деньги, оказывая платные услуги и контролируя рынки. Гудков призвал сократить избыточное количество сотрудников МВД, которых по его мнению в 5-6 раз больше и убрать избыточные функции.

Провел круглый стол председатель комитета по безопасности Владимир Васильев, обещая, что дискуссию никто не останавливает. Он отметил сужение роли прокурорского надзора. Важный момент Васильев видит в том, что «законные действия сотрудника полиции обязательны для исполнения граждан и должностных лиц». При этом он напоминает о дискуссии по презумпции невинности, замечая, что альтернативы предложенной проектом формулы никакой нет. «Полиция не может быть такой, которая подвергается сомнению, и мы с тревогой сегодня видим созидательный процесс критики, но параллельно видим и разрушительную его составляющую. Это надо останавливать. Полиция должна быть полицией, это орган пресечения преступного поведения и недостойного, нарушения прав граждан», — предупредил Васильев.

Депутат Сергей Абельцев отметил однобокость законопроекта о полиции в том, что он направлен на защиту прав и свобод граждан, поставив вопрос о том, где же защита конституционного строя, интересы государства отсутствуют. «Конечно, это функции ФСБ, но без поддержки полиции она этого сделать не сможет, полиция должна защищать от внутренних врагов», — возмутился депутат. Абельцев выступил против общественного контроля и предупредил, что нельзя идти на поводу у правозащитников, отметив сращивание правозащитного движения с преступным миром.

Идею о том, что вместо милиции в МВД России может быть создана полиция в январе этого года озвучил Сергей Степашин - глава Счетной палаты и сопредседатель близкой к Медведеву Ассоциации юристов России (АЮР). АЮР предложила разделить милицию на три части - полицию, милицию и национальную гвардию. Полиция сосредоточится на преступлениях, наиболее опасных для общества и государства: оргпреступности, коррупции, терроризме, экстремизме. Милиция займется охраной общественного порядка и профилактикой преступлений. Национальная гвардия объединит военизированные подразделения - ОМОН, внутренние войска. Также было предложено разделить ГИБДД на автомобильную инспекцию и службу безопасности дорожного движения.

Напомним, в конце прошлого года, после серии громких уголовных скандалов с участием сотрудников МВД, в Кремле было принято решение попытаться реформировать ведомство. Наблюдатели не верят, что реформа даст результат, тем не менее планируется, в частности, сократить общую численность сотрудников милиции на 20% к 2012 году, а также финансировать подразделения милиции из федерального, а не регионального бюджета. Также главе МВД Рашиду Нургалиеву поручено пересмотреть порядок отбора кандидатов для службы милиции с учетом их морально-этических и психологических качеств, а также разработать комплекс антикоррупционных мероприятий, которые включают в себя практику ротации милицейских начальников.

Как считают многие наблюдатели, законопроект не меняет деятельность милиции, не реформирует ее структурно. Таким образом, единственный практический смысл закона - переименование милиции в полицию.  По мысли инициатора реформы милиции президента Дмитрия Медведева само такое переименование может быть благотворным. 

"Нам нужны профессиональные люди, сотрудники, которые эффективны, честно и слаженно выполняют свою работу. Поэтому я считаю, что пришла пора вернуть органам правопорядка их имя - полиция", - заявил Дмитрий Медведев, инициируя обсуждение законопроекта. Он напомнил, что название "милиция" используется со времен Октябрьской революции. "Тем самым подчеркивался ее народный характер, рабоче-крестьянский. Фактически это были дружинники в форме", - пояснил президент.

Общественники законопроект раскритиковали. Рабочая группа НПО по реформе милиции ранее выразила "серьезную озабоченность в связи с представленным на общественное обсуждение текстом проекта федерального закона «О полиции»". 

Законопроект не изменяет милицию, а утверждает уже сложившуюся милицейскую систему, работа которой в прошлом году вынудила власти начать реформу. Рабочая группа приветствует запуск публичного обсуждения законопроекта. Мы также видим, что законопроект содержит важные положительные моменты. В первую очередь, это введение в текст ряда принципов работы полиции – приоритета прав человека, безусловного запрета пыток. Решение переименовать милицию в полицию также необходимо признать верным. Но при сохранении всего остального текста законопроекта в неизменности, такое переименование рискует стать насмешкой и пустым звуком. Стоит подчеркнуть, что реформа силовых органов - Все благие начинания законопроекта сводятся к нулю в целом несоответствием (либо отсутствием) регулирующих норм тем принципам, которые обозначены в первой части законопроекта, и плохой проработанностью документа", - говорится в заявлении НПО. 

Следует отметить, что реформа силовых органов - задача системная. Как отмечал автор "Полит.ру" Владимир Пастухов, "главная проблема российской милиции в том, что она не является самостоятельной правоохранительной структурой и не исполняет в полном объеме возложенные на нее конституцией и законами функции. МВД – это роскошная декорация, прикрывающая сегодня деятельность российского ФСБ.  В этом смысле любой разговор о реформе МВД бессмыслен. Что решает реформа ведомства, которое уже давно ничего по существу не решает?"

Обсудите в соцсетях

Бутовский полигон

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Facebook Twitter Telegram Instagram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2022.