Глава МВД РФ Рашид Нургалиев выступит на "Правительственном часе" в Госдуме в октябре - после завершения подготовительной работы над президентским законопроектом о полиции, передает ИТАР-ТАСС заявление председателя нижней палаты парламента Бориса Грызловна на пленарном заседании.
Согласно изначальному графику, министр должен был выступить перед парламентариями 22 сентября. Однако он направил письмо руководству палаты с просьбой перенести "Правительственный час" с его участием на более позднюю дату.
Объясняя депутатам причину переноса встречи с руководителем МВД, Грызлов информировал, что Нургалиев направил соответствующее письмо, в котором ключевая фраза была о том, что работу над законопроектом "О полиции" планируется завершить в сентябре, а вопросы депутатов на три четверти касаются именно этого проекта закона. Было решено пойти на встречу и пригласить главу МВД в Госдуму в октябре.
Напомним, что конкретные меры, направленные на реформу МВД, повлекла череда скандалов, главными участниками которых были сотрудники милиции (в частности, дело Евсюкова). На данный момент реформа сводится к несистемному принятию отдельных правовых актов и к массовым кадровым чисткам и перестановкам высокопоставленных чиновников. Подписанные президентом законопроекты призваны, в частности, ужесточить служебную дисциплину и процесс отбора кадров (так, сотрудником милиции не может стать ранее судимый человек). Законопроект "О полиции" стал кульминационной точкой процесса реформирования. Самих же сотрудников МВД куда больше волнует не наименование службы, широкий список прав и обязанностей, а вопросы улучшения жилищных условий и повышение заработной платы.
Основные опасения общественности относительно закона "О полиции" связаны с тем, что ребрендинг повлечет за собой лишь финансовые траты, а качественно работу не изменит. Например, документ не предусматривает существенной кадровой замены. Законопроект оставляет право сотрудникам полиции заниматься коммерческой деятельностью, что способствует коррупции. Тревожно и то, что права сотрудников полиции по сравнению с правами рядовых граждан несоизмеримо расширены. Из законопроекта неясна система оценки работы полиции. Общепринято признание, что существовавшая ранее палочная система себя дискредитировала, но никакой адекватной замены ей законопроект не предложил. Также документ запрещает полицейским публично критиковать или выражать недовольство в адрес любых госорганов, что нарушает конституционное право каждого гражданина на свободу мысли и слова.
Впервые слышат о готовящемся новом федеральном законе "О полиции" 47% опрошенных Фондом "Общественное мнение" (опрос "ФОМнибус", 14-15 августа, 100 населенных пунктов, 44 субъекта РФ, 2000 респондентов). 31% - что-то слышали, 20% - знают об этом законопроекте. 52% безразлична идея переименовать милицию в полицию. 33% относятся к этой идее отрицательно, 11% - положительно. 67% россиян не хотели бы участвовать в общественном обсуждении нового закона "О полиции". 21% - напротив, хотели бы. При этом 50% участников соцопроса считают, что общественное обсуждение не поможет усовершенствовать закон "О полиции". 24% придерживаются противоположной точки зрения.
Уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин назвал законопроект "О полиции" "сырым": "В него внесены неопределенно широкие права полиции. Не ясен принцип закона: что в него включать? Все конкретные ситуации, в которых будет применяться полиция? Тогда получится огромное произведение. Или же включить в закон только базовые принципы, а все остальное - в регламенты, которые тоже надо обсуждать? Мое мнение склоняется ко второму варианту".
Научного директор Института права и публичной политики, советник председателя Конституционного суда РФ Владимир Пастухов и вовсе настроен скептически относительно самого обсуждения закона в Интернете. "Не решая по существу никаких проблем, связанных с деятельностью МВД, пропагандистская кампания вокруг закона о милиции отвлекает внимание общественности от действительно насущных проблем этого ведомства, требующих немедленного решения", - считает он. Эксперт говорит, что новый закон мало чем отличается от старого по существу и не содержит ответа на главный вопрос, который волнует общество, - о контроле над деятельностью милиции.