15 января 2021, пятница, 21:19
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

20 ноября 2010, 14:04

Бывший министр общего машиностроения СССР Олег Бакланов: "Энергия-Буран" была создана как инструмент для понимания, что такое макромир

Космический аппарат, опередивший свое время, ставший прорывом в истории космонавтики - "Энергия-Буран". История фантастического успеха советского народа и трагической судьбы великого открытия, канувшего в Лету.

Гость программы "Космическая среда" - Олег Бакланов, председатель Совета директоров корпорации ОАО "Рособщемаш".

Интервью взяла ведущая программы - Мария Кулаковская.

Полит.ру перепечатывает транскрипт разговора.

Мария Кулаковская и Олег Бакланов. Фото Голос России

Мария Кулаковская и Олег Бакланов. Фото Голос России

Кулаковская: Здравствуйте! В нашей студии - председатель Совета директоров корпорации "Рособщемаш" Олег Бакланов. Олег Дмитриевич, здравствуйте!

Бакланов: Здравствуйте!

Кулаковская: Олег Дмитриевич, я хочу напомнить нашим слушателям, что четверть века назад, в 1985 году, вы являлись министром общего машиностроения СССР, были главой бывшей ракетно-космической отрасли Советского Союза. Вы принимали все решения по "Бурану". И вас можно считать, наверное, создателем системы "Энергия-Буран".

Бакланов: Это будет нескромно. Потому что систему "Энергия-Буран", по сути дела, создавал весь наш народ, вся наша страна. Это была веховая система. Система, которая опережала свое время. И принимали участие в создании около миллиона наших специалистов разных министерств, отраслей.

Кулаковская: Коротко о программе "Энергия-Буран" мы уже рассказали. Меня интересует, можно ли сравнить советскую программу "Энергия-Буран" с американской программой "Спейс Шаттл" (Space shuttle). В чем их сходство и отличие?

Бакланов: Нужно сравнивать. Дело в том, что американцы начали разрабатывать свою систему несколько раньше. Задача этой системы и нашей системы конструктивно решались по-разному. Американцы создали так называемую "птичку" - "Буран Спейс Шатлл". Задача ее состояла в том, чтобы выводить грузы на опорную орбиту, порядка тридцати тонн, и снимать, стаскивать с орбиты порядка двадцати тонн. Такая же задача стояла и перед нашими разработчиками. Но мы подошли к этому вопросу более фундаментально. И это порождало свои плюсы и свои трудности.

Одновременно с запуском на орбиту такого же груза мы решали вопрос модернизации всех наших ракет, которые выводили в космос полезные грузы. "Королёвская семерка" выводила к тому времени где-то порядка десяти-тринадцати тонн массы всех наших человеческих нагрузок. И была челомеевская машина, которая выводила за один раз порядка двадцати-двадцати пяти тонн. Они и сейчас работают в космосе.

Кулаковская: Даже сейчас.

Бакланов: И сейчас работают. Представьте себе, столько времени прошло, порядка пятидесяти-шестидесяти лет, и они до сих пор работают. И, конечно, за это время появились новые идеи, материалы, решения.

Кулаковская: Но тогда все было сделано со знаком качества.

Бакланов: Тогда все было сделано со знаком качества, это вы правильно говорите. И мы, при запуске, не имели таких аварий, которые имели, к сожалению, наши американские коллеги. Они потеряли несколько экипажей, и это кончилось трагедией. Сейчас эта система у них практически, как они говорят, сворачивается. Их трудно понять, потому что у них всегда, как говорят, один в уме, а два в голове, и другие решения бывают.

Короче говоря, заключалась задача в том, что мы делали новые ракетные комплексы, которые решали задачу уже на новом уровне. Вместо "семерки" шла "семьдесят седьмая" машина, она сейчас воплощена в морском старте. Мы делали тяжелый носитель, который мог бы носить на орбиту вместо двадцати тонн челомеевской машины уже сразу, с первых полетов, и мы это продемонстрировали, порядка 105 тонн. И на базе этой машины мы могли потом, с учетом дальнейшей модернизации, выводить на опорную орбиту 180 тонн. И это была уже машина "Энергия", которая замахивалась на экспедицию на Марс. Эти отличия, являются основными и определяющими. В этих системах уже использовалось чистое топливо, это керосин и жидкий кислород (водород и кислород в сжиженном состоянии). Это давало большой выигрыш.

Кулаковская: Действительно, все говорят о том, что технические, инженерные решения программы опередили свое время. Было создано почти сто новых уникальных материалов.

Бакланов: Я вам скажу, где-то 86-87 новых материалов, которые имели некоторые параметры на порядок выше того, что тогда использовалось в инженерной практике. Я вам покажу материал - знаменитые платины, которые оберегали поверхность "Бурана" при посадке от перегрева в 3000 градусов.

Кулаковская: Такие температуры!

Бакланов: Подержите в руках, вес пушинки.

Кулаковская: Действительно. Он вообще ничего не весит, совершенно. С чем бы сравнить?

Бакланов: Можно сравнить с пористым кирпичом. Но он еще легче, потому что здесь кварцевая нить. Эта нить выдерживает более трех тысяч градусов. Мы использовали материалы, которые имели прочность стали. И только наличие таких материалов позволило связать эту конструкцию. И это для народного хозяйства, для будущего имело решающее значение. Это были, как сейчас модно говорить, инновации. К сожалению, эти инновации были нашими горе-руководителями похоронены еще тогда, в 90-х годах.

Кулаковская: Как много было запущено в 90-х годах.

Бакланов: К сожалению, как сейчас говорят, что у нас нет денег, нет того, сего. У нас все есть. Обобщенный интеллект наших специалистов гораздо выше всего, что есть.

Кулаковская: Все-таки интеллект есть.

Бакланов: Есть интеллект, но он иссякает. Потому что нет цели, задачи такой. Не ставится такая задача.

Кулаковская: То есть, все те материалы, которые были созданы, и технологии сейчас не применяются?

Бакланов: Нет, они применяются, но ни в таком темпе, как хотелось бы. Потому что сейчас у нас вопрос стоит так - что целесообразно только в сиюминутной выгоде. А развитие науки второстепенно, к сожалению. На словах это вроде первостепенная задача. Но мы в науку практически ничего не вкладываем, по сравнению с теми же американцами, с европейцами. И сейчас наше общество, наше человечество стоит перед такой же задачей, как стояла пятьсот лет тому назад, когда церковники заставили отречься Галилея от своей идеи, что не Солнце вокруг Земли вращается, а Земля вращается. Джордано Бруно сожгли за эту идею.

В начале прошлого века был Циолковский, русский ученый. Были и другие зарубежные ученые, которые занимались тем, что прокладывали дорогу в космос. Сейчас, в начале этого века, есть такой ученый как Стивен Хокинг, который заглядывает в будущее мироздания. Сейчас человечество работает над тем, чтобы понять макромир. "Энергия-Буран" была создана как инструмент для понимания, что такое макромир. Там человек мог работать в таких комфортных условиях, в который мы находимся сейчас в этой студии. А сейчас космонавты выходят в космос, и находятся в этой стесненной обстановке по году. И это, конечно, отражается на их производительности, на их возможностях, на их здоровье.

Кулаковская: А какой по размеру должен был быть "Энергия-Буран"?

Бакланов: По размеру, если бы была у нас "Энергия-Буран", как она закладывалась, это было бы примерно 50 метров в длину, и диаметр - около 8 метров. Это, по сути дела, объем огромной квартиры, хорошей дачи. Там можно было заниматься и спортом, и творчеством вполне расковано. Ведь мы сейчас имеем международную станцию на базе нашей станции, которую мы, кстати, так бездарно утопили. Мы имеем каждый модуль 20 тонн. Из них делается станция. Двадцать тонн - это наш предел возможностей, нашего цивилизованного мира. И на базе этих двадцати тонн делается международная станция. А если бы мы не остановили работы по "Энергии-Бурану", то мы бы имели один модуль массой в сто тонн. Есть разница?

Кулаковская: В пять раз больше.

Бакланов: А с учетом модернизации "Энергии" мы могли бы иметь массу одного модуля в 180 тонн. Это целый космический город, который бы постоянно функционировал, пополнялся, менялись бы экипажи. И на базе этой технологии, этой размерности уже можно было бы делать экспедицию на Марс и обратно. Мы так просто потеряли больше двадцати лет.

Кулаковская: Но вы же были секретарем ЦК КПСС по оборонным вопросам до 1991 года.

Бакланов: Я занимался этими передовыми технологиями. Но не только я, а люди занимались. Это была цель, задача - научно-технический прогресс. Вот что главное. А некоторые наши руководители, как Горбачев, он мне говорил: "Вот ты плюнешь один раз в космос, и сразу целый миллиард". Это недопонимание высшего руководства той задачи, которую возлагал на него народ. В результате, у нас был очень серьезный спор по перспективе развития.

А когда пришел Ельцин, то эту систему, по сути дела, похоронили, потому что нет, видите ли, денег. Хотя в 1991 году, уже после этих печальных для нашей страны событий, я знаю, что мой заместитель, я был в местах не столько отдаленных, в изоляции, готовил следующий полет. Сделали проверку всех систем, и показало, что система работает надежно. Но финансирование было прекращено. И я не думаю, что мы бы могли сейчас, если бы была поставлена задача, быстро ее восстановить. Не думаю, потому что уже нет тех людей, тех кадров. У нас некоторые заводы не могут сделать сейчас того, что они делали десять лет тому назад. Это моя оценка.

Кулаковская: Олег Дмитриевич, а правда, что многоразовый транспортный корабль "Буран" предназначался, в том числе, для "звездных войн"?

Бакланов: Вы понимаете, что такое транспортный корабль? Это сгусток знаний, так ведь. И вы знаете прекрасно, история об этом говорит, что сгусток знаний можно использовать на благо, а можно во вред. Вот вам ответ на этот вопрос.

Кулаковская: То есть, мог использоваться?

Бакланов: Конечно.

Кулаковская: Олег Дмитриевич, миссия "Буран" по сей день единственная в истории мировой космонавтики автоматическая посадка космического корабля многоразового использования. Этот факт вошел даже в "Книгу рекордов Гиннеса". А как, на самом деле, осуществлялось управление "Бураном"? Насколько известно, объем памяти корабля составлял всего 64 килобайта.

Бакланов: Вы знаете, это примитивное суждение. Вся система управления была функционально распределена по своим задачам. И система контроля имела возможности больше 30 мегабайт. Поэтому я сейчас не могу сказать, сколько совокупно был этот объем. Но, дело еще и в том, что, когда мы учили "птичку", то есть сам "Буран", посадке, то мы использовали авторитет и опыт человека, высококлассного летчика. В частности, тогда Волк был главным испытателем. Был специальный отряд космонавтов, и они как летчики, как патриотично настроенные герои, доказывали, что только человек может посадить "птичку" вручную. То, что делают американцы до сих пор. Мы же поставили королёвскую идею, что в космосе человек - это Бог. Он должен работать при помощи автоматического режима. И он может вмешиваться в посадку, только если будет экстремальная ситуация.

Кулаковская: Какая-то внештатная ситуация.

Бакланов: И мы добились - посадили наш первую "птичку" - "Буран" - в автоматическом режиме. Но как это делали? Был сделан Ту-154, который был по своим летным характеристикам доведен до "Бурана". Летные характеристики очень тяжелые, за счет того, что он мог и в космосе работать, и как самолет садиться. Волк делал все эволюции, которые уже были им наработаны за счет его таланта. А все движения записывались в цифре в вычислительный комплекс. И потом он уже научил. Он - Бог, он - человек - научил автоматику садиться за счет того, что оцифровывались все его движения, все его помыслы. Это было очень интересное решение. Мы это дело прошли.

Поэтому здесь очень много можно говорить, но так, чтобы одним словом сказать... Я считаю, что та система, которая была на "Энергии-Буране", в частности, при посадке использовалась. И она должна использоваться сейчас в тех машинах, которые используются в гражданской авиации. Вы представьте себе состояние летчика, встаньте на его место, когда у него сидит за спиной пятьсот пассажиров. Какая ответственность ложиться на него, чтобы не допустить ошибки. А это можно делать в автоматическом режиме, если самолеты первоклассные. Аэродромы оборудовать автоматической системой, а летчик страхует эту систему. Почему нельзя сделать?

Кулаковская: Очень жалко, что судьба программы оказалась такой печальной, и единственный летавший "Буран" был похоронен на "Байконуре".

Бакланов: Для меня это трагедия.

Кулаковская: На "Байконуре", под обрушившейся крышей монтажно-испытательного комплекса...

Бакланов: Для тех тысяч специалистов, которые работали и сумели создать эту систему, это тоже трагедия.

Кулаковская: Но все-таки, знаете, ходят слухи о том, что программа "Энергия-Буран" не была официально закрыта.

Бакланов: Думаю, что даже и не была. Я не читал документы о закрытии программы. Видимо, даже у людей, которые решали эти вопросы, наверное, могла рука и не подняться.

Кулаковская: То есть, просто взяли и отложили?

Бакланов: Человечество разберется, кто есть кто.

Кулаковская: Да, мы это знаем.

Бакланов: Вы знаете, у кого поднялась рука, чтобы прекратить эту пионерскую работу? (Смеется).

Кулаковская: Вы сейчас руководите рядом программ ракетно-космической отрасли?

Бакланов: Это громко сказано - руководите. Я пытаюсь противостоять тому разрушению, которое происходит в ракетной технике. И моя функция заключается только в том, что я прихожу на радио и говорю: "Не надо так делать. Не надо ничего разрушать. Надо строить, а не разрушать". Надо больше совокупных средств, которыми располагает государство, направлять на научно-технический прогресс. То, что сейчас - почему-то называют инновациями. Ну, инновации. Какая разница, слово такое или слово другое. Главное - смысл.

Я по природе оптимист. Я считаю, что в Средневековье мы не выпадем. Человечество в конце концов встанет на путь познания и микромира, и макромира. Вот почему сейчас в Европе вместе с нашими учеными создается механизм познания микромира. Потому что и микромир, и макромир где-то сходятся в конечном счете. Сойдутся - мы будем знать каждую клеточку этого чуда.

Кулаковская: Олег Дмитриевич, благодарю вас за беседу, большое спасибо! Я напомню, что в нашей студии, был председатель Совета директоров корпорации "Рособщемаш", экс-министр общего машиностроения СССР Олег Бакланов.

См. также на Полит.ру:

Обсудите в соцсетях

Главные новости

20:53 Россия вошла в пятерку стран с самым большим количеством мигрантов
20:30 Оператора ФБК отправили под арест за пост о погибшей журналистке Ирине Славиной
19:57 Попова: за год можно привить от коронавируса 60% населения России
19:24 Прокуратура Москвы предупредила о «негативных последствиях» участия во встрече Навального
19:04 Во Франции экс-президента Саркози заподозрили в торговле влиянием из-за контракта с российской «РЕСО-Гарантия»
19:02 Владимир Мау предложил создать в России инфраструктуру дистанционного образования
18:43 Минздрав Свердловской области подал в суд на сайт 66.ru из‑за новости о расследовании «Медиазоны» о смертности от коронавируса
17:58 Клиника в «Сколково» остановила переговоры с Pfizer по поводу поставок вакцины от COVID-19 в Россию
17:44 Суд признал законным указ Собянина о сборе персональных данных москвичей на удаленке
17:29 Уэйн Руни завершил карьеру футболиста. Теперь он стал главным тренером английского клуба «Дерби Каунти»
16:51 Прокуратура потребовала ужесточить наказание для активистов по делу о «чучеле» Путина
16:49 Новогодние гирлянды останутся на улицах Москвы до весны
16:15 Фонд президентских грантов выделил полмиллиона рублей на Instagram князя Александра Невского
15:59 В Центре Гамалеи разрешили не носить маски привившимся от COVID-19. В Минздраве дали противоположную рекомендацию
15:45 Бывший схиигумен Сергий прекратил сухую голодовку по благословению старцев с Афона
15:36 Сильвио Берлускони выписали из больницы в Монако
15:10 Первый домашний матч сборной России по футболу в 2021 году пройдет на сочинском стадионе «Фишт» против Словении
15:08 Журналистам не разрешили снимать в аэропорту возвращение Навального. Администрация Внуково сослалась на ковид
15:00 Макаки-воришки с Бали прекрасно оценивают стоимость своей добычи
14:45 МИД РФ: Россия выйдет из договора по открытому небу
14:24 Сейшельские острова начнут впускать туристов с прививкой от коронавируса
14:17 В Москве прививку от коронавируса начнут делать в ГУМе и «Геликон-Опере»
14:15 Ученые нашли наноантитела к коронавирусу и объединили их в эффективные молекулы
13:40 Роспотребнадзор: пик заболеваемости ковидом в России пройден
13:30 В Москву из-за рубежа поставили около 10 млн использованных перчаток. Начато расследование
12:56 «Би-би-си»: пассажиры летают из Москвы в Лондон вопреки запрету
12:46 На оператора ФБК завели дело о призывах к экстремизму после поста о погибшей журналистке Славиной
12:00 Новость из прошлого: 15 января 2001 года — Сергей Собянин избран губернатором Тюменской области
11:57 Во всех регионах России с 18 января школы вернутся к очному обучению
11:56 В Роспотребнадзоре заявили, что выявили в России около 1,5 тыс. мутаций коронавируса
11:21 С начала эпидемии COVID-19 в России заразились уже более 3,5 млн человек
11:14 Задержанных в Южном Судане Варламова, Верзилова и еще троих россиян отпустили
11:00 В Западной Африке открыт неизвестный вид летучих мышей
10:42 Евгений Пригожин предложил установить памятник на месте убийства российских журналистов в ЦАР
10:41 Жителя Орловской области обязали выплатить штраф в 75 тыс. рублей за комментарий о Деве Марии
10:36 На «Звезде» начали строить новый танкер-продуктовоз
10:07 Опубликовано письмо Тесака. В нем он предупреждает, что рассказал следователям «вообще все»
09:35 Стоимость поездок в такси в России поднялась на 50–70% за полгода
09:07 Глава Бурятии отправил в отставку правительство республики
08:38 В СКР заявили о росте киберпреступности в 20 раз за семь лет
08:09 В Индонезии после землетрясения рухнула больница. Под завалами оказались около десяти человек
07:38 В Венесуэле начнут производить российскую вакцину от коронавируса «Спутник V»
07:10 Петербургские ученые изучили заболевшего COVID-19 кота
06:53 Бывшего советника Путина уволили из американского Института Катона. Он сообщил, что это из-за поста о беспорядках в Капитолии
06:12 Петра Верзилова и Илью Варламова во второй раз задержали в Южном Судане. Их могут депортировать
05:31 В мире количество заболевших COVID-19 увеличилось до 93 млн человек
14.01 23:32 Умер худрук «Ералаша» Борис Грачевский
14.01 21:43 Роспотребнадзор: в Петербурге пока нет оснований для снятия эпидограничений
14.01 21:02 После прививки от коронавируса в Норвегии умерли 23 человека
14.01 20:53 Собянин: в Москве от COVID-19 привито около 140 тыс. человек
«АвтоВАЗ» «ВКонтакте» «Газпром» «Зенит» «Мемориал» «Мистраль» «Оборонсервис» «Роснефть» «Спартак» «Яблоко» Абхазия Австралия Австрия Азербайджан Антимайдан Аргентина Арктика Армения Афганистан Аэрофлот Башкирия Белоруссия Бельгия Болгария Бразилия ВВП ВКС ВМФ ВПК ВТБ ВЦИОМ Ватикан Великобритания Венгрия Венесуэла Владивосток Внуково Волгоград ГИБДД ГЛОНАСС Генпрокуратура Германия Голливуд Госдеп Госдума Греция Гринпис Грузия ДТП Дагестан Дания Домодедово Донецк ЕГЭ ЕСПЧ Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет Екатеринбург ЖКХ Израиль Ингушетия Индия Индонезия Интерпол Ирак Иран Испания Италия Йемен КНДР КПРФ Казань Казахстан Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Кипр Киргизия Китай Коми Конституция Красноярск Кремль Крым Куба Курилы ЛГБТ ЛДПР Латвия Ливия Литва Лондон Луганск МВД МВФ МГУ МКС МОК МЧС Малайзия Мексика Минздрав Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минск Минтранспорта Минтруд Минфин Минцифры Минэкономразвития Минэнерго Минюст Молдавия Мосгордума Мосгорсуд Москва НАСА Нигерия Нидерланды Новосибирск Норвегия ОБСЕ ООН ОПЕК Одесса Омск ПДД Пакистан Паралимпиада Париж Пентагон Польша Приморье РАН РЖД РПЦ РФС Росавиация Росгвардия Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Россия Росстат Ростех Ростуризм СМИ СССР США Сахалин Сбербанк Севастополь Сербия Сирия Сколково Славянск Сочи Таджикистан Таиланд Татарстан Трансаэро Турция УЕФА Узбекистан Украина ФАС ФБР ФИФА ФСБ ФСИН ФСКН Филиппины Финляндия Франция Хакасия Харьков ЦИК ЦРУ ЦСКА Центробанк Чехия Чечня Швейцария Швеция Шереметьево Эбола Эстония ЮКОС Якутия Яндекс Япония авиакатастрофа автопром алкоголь амнистия арест армия археология астрономия аукционы бактерии банкротство беженцы безработица бензин беспилотник беспорядки биатлон бизнес благотворительность блогосфера бокс болельщики вандализм взрыв взятка вирусы вузы выборы гаджеты генетика гомосексуализм госбюджет госзакупки госизмена деньги дети доллар допинг драка евро журналисты законотворчество здоровье землетрясение изнасилование импорт инвестиции инновации интернет инфляция ипотека искусство ислам исследования история казнь кино кораблекрушение коронавирус коррупция космос кража кредиты культура лингвистика литература математика медиа медицина метро мигранты монархия мошенничество музыка наводнение налоги нанотехнологии наркотики наука недвижимость нейробиология некролог нефть образование обрушение общество ограбление оппозиция опросы оружие офшор палеонтология педофилия пенсия пиратство планетология погранвойска пожар полиция похищение правительство право православие преступность продовольствие происшествия ракета рейтинги реклама религия ретейл робототехника рубль санкции связь сепаратизм следствие смартфоны смертность социология спецслужбы спутники статистика страхование стрельба строительство суды суицид тарифы театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм убийство фармакология физика фоторепортаж футбол хакеры химия хоккей хулиганство цензура школа шпионаж экология экономика экспорт экстремизм этология «Единая Россия» «Исламское государство» «Нафтогаз Украины» «Правый сектор» «Северный поток» «Справедливая Россия» «болотное дело» Александр Лукашенко Александр Новак Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев Алтайский край Амурская область Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антон Силуанов Аркадий Дворкович Арсений Яценюк Астраханская область Барак Обама Басманный суд Башар Асад Белый дом Борис Немцов Бутовский полигон Валентина Матвиенко Верховная Рада Верховный суд Виктор Янукович Виталий Мутко Владимир Жириновский Владимир Зеленский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин Вячеслав Володин Дальний Восток День Победы Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин Дональд Трамп Евгения Васильева Забайкальский край Интервью ученых Ирина Яровая Иркутская область История человечества Калужская область Кирилл Серебренников Кировская область Конституционный суд Космодром Байконур Краснодарский край Красноярский край Ксения Собчак Ленинградская область МИД России Мария Захарова Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский Московская область Мурманская область Надежда Савченко Наталья Поклонская Нижний Новгород Николас Мадуро Нобелевская премия Новосибирская область Новый год Олег Дерипаска Олимпийские игры Ольга Голодец Павел Дуров Палестинская автономия Папа Римский Первый канал Пермский край Петр Порошенко Почта России Приморский край Рамзан Кадыров Реджеп Эрдоган Республика Карелия Ростовская область Саратовская область Саудовская Аравия Свердловская область Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Следственный комитет Совбез ООН Совет Федерации Ставропольский край Счетная палата Тереза Мэй Тюменская область Франсуа Олланд Хабаровский край Хиллари Клинтон Человек дня Челябинская область Черное море Эдвард Сноуден Элла Памфилова Эльвира Набиуллина Эммануэль Макрон Южная Корея Юлия Тимошенко Юрий Чайка авторское право администрация президента акции протеста атомная энергия баллистические ракеты банковский сектор биология большой теннис визовый режим военная авиация выборы губернаторов газовая промышленность гражданская авиация гуманитарная помощь декларации чиновников дороги России информационные технологии климат Земли компьютерная безопасность космодром Восточный крушение вертолета легкая атлетика лесные пожары междисциплинарные исследования мобильные приложения морской транспорт некоммерческие организации общественный транспорт патриарх Кирилл пенсионная реформа пищевая промышленность права человека правозащитное движение преступления полицейских публичные лекции российское гражданство русские националисты русский язык сельское хозяйство сотовая связь социальные сети стихийные бедствия телефонный терроризм уголовный кодекс фигурное катание финансовый рынок фондовая биржа химическое оружие хроники обнуления эволюция экономический кризис ядерное оружие Великая Отечественная война Вторая мировая война Ирак после войны Ким Чен Ын Революция в Киргизии Российская академия наук Стихотворения на случай Федеральная миграционная служба Федеральная таможенная служба борьба с курением выборы мэра Москвы здравоохранение в России связь и телекоммуникации тюрьмы и колонии Совет по правам человека аварии на железной дороге естественные и точные науки закон об «иностранных агентах» компьютеры и программное обеспечение видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» Новые технологии, инновации Сочи 2014 рейтинг Forbes Аль-Каида Кабардино-Балкария Левада-Центр Нью-Йорк Санкт-Петербург отставки-назначения шоу-бизнес Ростов-на-Дону ЧМ-2018 Книга. Знание ВИЧ/СПИД Путин20летназад новость20летназад Apple Bitcoin Boeing Facebook G20 Google iPhone IT Microsoft NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Wikileaks YouTube

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2021.