30 ноября в Софии были подписаны три документа по проекту строительства АЭС «Белене»: двусторонний меморандум между ГК «Росатом» и Национальной электроэнергетической компанией (НЭК) Болгарии о создании проектной компании для сооружения АЭС «Белене» и два трехсторонних меморандума с потенциальными инвесторами проекта - финским концерном «Fortum» и французской инжиниринговой компанией «Altran Technologies». Болгарской стороне на первом этапе будет принадлежать 51% акций новой компании, в дальнейшем доля Болгарии будет снижена до того объема, на который НЭК уже профинансировала проект – 450 млн евро. Доля России может превысить блокирующий пакет и достичь 45%. Как сообщил глава Росатома Сергей Кириенко, «в соответствии с ожиданием сторон», стоимость сооружения АЭС «Белене» может достигать 6 млрд 298 млн. евро. По словам главы «Росатома», в одном из подписанных документов указано, что «инвестор резервирует за собой право приобретения пакета акций при условии, что стоимость строительства АЭС «Белене» не превысит 6 млрд. 298 млн. евро». В дальнейшем инвесторы смогут увеличить свое долевое участие в проекте до 25% за счет снижения долей России и Болгарии. Отвечая на вопросы журналистов об увеличении стоимости, Кириенко заявил: «Вы до сих пор исходите из того, что мы пытаемся что-то выторговать. На самом деле мы изменили подход к реализации проекта». Он пояснил, что после выигранного в 2006 году тендера предполагалось, что АЭС «Белене» будет строиться за счет бюджетных средств Болгарии. Теперь «Росатом», НЭК и другие инвесторы приступают к реализации проекта за свой счет.
"Заключение Росатомом сделки с болгарской стороной по строительству АЭС «Белене» – это, в принципе, ожидаемое событие, все шло к тому, что будет заключено новое соглашение", - заявил руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. "Ранее немецкий концерн RWE вышел из проекта, соответственно, стройка осталась без инвестиций. Теперь же, как видится, Росатом возложил на себя, по сути, все финансовые риски. Потому что заключение нескольких компаний, инвесторов этого проекта, таких как финская «Fortum» и французская «Altran Technologies» они пока там будут присутствовать чисто условно. Их пакет составит совершенно незначительную долю и все равно стратегический контроль сейчас остается за болгарской стороной, опять же, смотря как будет дальше развиваться проект, пока неизвестно. Потому что российская сторона настаивает на расширении инвестиционного плана, в то время как болгары хотят это все зафиксировать на уровне 6,298 миллиардов евро", - пояснил он.
"Дело в том, что строительство АЭС – долгосрочный проект, поэтому, во-первых, здесь обязательно надо брать погрешности", - отметил Пасечник. "Стройка будет дорожать в связи с инфляционными рисками и тенденциями, которые по-любому будут влиять. Поэтому позиция Росатома и заявление о том, что стоимость может превышать 6 миллиардов евро, вполне обоснованы. Опять же, как видно, стороны не могут договориться до конца по поводу инвестиционного плана проекта. А наличие третьих инвесторов в лице финнов и французов, которые стараются присутствовать и, возможно, будут наращивать свой пакет, поможет немного сгладить финансовые риски Росатома, разделить инвестпрограммы, и, впоследствии, если проект будет реализован и завершен, Росатом может, как предприятие полного цикла, обслуживать эту станцию по факту поставок тепловыделяющих сборок, их утилизации и переработки и прочее. То есть, по сути - этот проект «под ключ». А болгары смогут замещать те мощности Козлодуя, которые или частично будут заглушены или встанут на модернизацию", - считает он.
"В принципе, проект выгодный, - добавил эксперт. - Самое главное – как будут дальше распределяться доли в этом проекте. Пока же болгары контролируют, а мы готовы инвестировать и пока не имеем контроля. Надо болгар подключать, чтобы они тоже разделяли риски, чтобы риски были соизмеримы долям распределения. Потому что получается некий дисбаланс рисков и владения. Надо будет достигать здесь компромисса и это, будет, наверное, основным предметом переговоров".
"И если смотреть глубже – здесь политический подтекст, политическая подоплека, и вообще наш энергетический пакет в Болгарии – это не только АЭС «Белене», это, как известно, недавнее соглашение, заключенное Владимиром Путиным по Южному потоку, и, опять же, Бургас-Александруполис… Стороны обмениваются заявлениями, идут торги, - добавил он. - Поэтому, возможно, сделка Росатома по Белене на таких предпосылках уступок со стороны России как-то связана с ходом торгов по Южному потоку, и надо рассматривать взаимодействие с Болгарией, как мне кажется, в общем энергетическом пакете".
"Еще один важный момент, конечно, что Болгария не может просто так взять и захлопнуть этот проект, - отметил Пасечник. - Потому что даже если это произойдет, Россия выдвинет иски и они могут составить сумму, соизмеримую с вкладом болгарской стороны, и даже более того. Там идет речь о нескольких миллиардах евро. И их придется выплачивать, не имея станции. Поэтому здесь логично предположить, что болгары идут навстречу. Диалог идет, но развивается очень вязко".
"Проект будет реализован – это факт", - заявил он. "Вопрос только во времени, и опять же, у Росатома сейчас широкая география строек, и Белене будет одной из приоритетных площадок: чем осваивать гринфилды, лучше достраивать на основе имеющейся инфраструктуры. Обозначены и соинвесторы проекта. В принципе, можно рассчитывать на то, что рано или поздно Белене будет реализована", - заключил аналитик.