Начальник УВД по Ставрополю Евгений Нойкин заявил, что уголовные дела о террористических актах в Ставрополе, которые произошли в мае и сентябре этого года, раскрыты, а преступники задержаны, сообщают СМИ. Он также подтвердил, что организаторы терактов являются разными людьми. Сославшись на тайну следствия, подробностей он сообщать не стал.
Напомним, что вечером 26 мая возле ставропольского Дома культуры взорвалась самодельная бомба. В результате взрыва погибли 8 человек, в том числе 12-летняя девочка, и около 50 были ранены. Позже Следственные органы задержали жителя Дагестана, которого подозревали в причастности к теракту и сообщили, что установлена причастность к совершению теракта еще двоих уроженцев Дагестана Фарида Мисриева и Абибуллы Абдуллаева. Оба они были уничтожены: Мисриев – в ходе спецоперации в июне этого года, Абдуллаев – во время разбойного нападения на магазин в Ставрополе в сентябре 2010 года. Была установлена их связь с задержанным.
Также 30 сентября в Ставрополе был предотвращен теракт, жертвами которого должны были стать десятки человек. Боевики заложили две бомбы на улице 50-летия ВЛКСМ, где расположены детский сад, школа, жилые дома и кафе "Глория", рассчитывая, что взрыв первой, с часовым замедлителем, вызовет подрыв второй.
При этом подозрения должны были пасть на таксиста, которого террористы заранее убили, оставив труп в заминированной машине. Однако из-за ошибки конструкторов одна из бомб не сработала, а вторую обезвредили взрывотехники.
Похожий теракт был совершен в Пятигорске 18 августа. Следствие не исключает, что в обоих случаях действовала одна и та же группа боевиков.
Напомним, в ноябре 2010-го на совещании о комплексных мерах по обеспечению стабильности в СКФО Медведев, в частности, заявил: "За 10 месяцев текущего года на территории округа зарегистрировано 64 тысячи преступлений, то есть при снижении в стране количества умышленных убийств их количество в округе возросло на 5%. Раскрываемость снизилась фактически на 10%. Этот последний показатель, на мой взгляд, требует отдельного анализа, потому что статистика у нас лукавая, веры в нее нет". "Еще раз обращаю на это внимание руководителей правоохранительных органов. Нет верной статистики, брехня это зачастую", - подчеркнул Медведев.
Президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров в ответ уточнил, что "нам виднее, что это не совсем так": "Если в прошлом году только на территории республики было девять пропавших, часть - похищенных, часть пропаж со следами действия силовых структур, то в этом году случаев похищения пока ноль".
Тем не менее полпреду в Северо-Кавказском федеральном округе Александру Хлопонину Медведев поручил определить, кто из глав регионов работает недостаточно хорошо. "Надо разобраться, как справляются со своими обязанностями отдельные руководители территорий. Если кто-то не может, он не должен работать, а я приму соответствующие решения", - заявил президент.
По данным опроса "Левада-Центра", подавляющее большинство опрошенных не верит в способность российских властей переломить ситуацию в регионе. 38% думают, что на это потребуется много лет (в августе 2009-го таких было 34%, в июле нынешнего года - 37%). 27% считают, что российские власти вообще с этим не справятся, и Северный Кавказ десятилетиями будет оставаться источником напряжения и конфликтов в России. 13% озвучили такое мнение, что рано или поздно Чечня (возможно, и другие республики Северного Кавказа) отделятся от России.
Напомним в этой связи, что, со слов замгенпрокурора Ивана Сыдорука, с начала 2010 года в Северо-Кавказском федеральном округе было совершено 37 терактов, что в 4 раза больше, чем за весь 2009 год.
По словам же главы Следственного комитета при прокуратуре РФ Александра Бастрыкина, на Северном Кавказе идет едва ли не война: органы внутренних дел в северокавказских республиках, в Дагестане, в Ингушетии, в Кабардино-Балкарии и Чеченской республике ежедневно несут потери до 5-6 человек.
Последняя вылазка террористов в Чечне была совершена 19 октября, когда трое смертников проникли на территорию парламентского комплекса, расстреляли двух сотрудников охраны и завхоза, затем подорвали себя. Ранения получили 17 человек, из них шесть милиционеров и 11 гражданских. Однако следствие квалифицирует это нападение как угодно - "убийство", "посягательство на жизнь сотрудников правоохранительных органов", "незаконный оборот оружия и взрывчатки», "приготовление к преступлению", "покушение на жизнь государственных или общественных деятелей" и "незаконное изготовление оружия" - но не как "теракт". А глава МВД Чечни Руслан Алханов недавно вообще заявил, что в текущем году в Чеченской Республике не совершено ни одного террористического акта.
Подобные игры с данными приводят к тому, что правоохранительные органы начинают в них сами верить, а когда, допустим, случается теракт в московском метро, вынуждены в лучшем случае посыпать голову пеплом, в худшем подставлять головы подчиненных. Выигрывают в итоге только сами террористы - они сеют панику среди мирного населения и развивают механизмы недоверия, то есть добиваются именно тех целей, которые ставят.