Пакет президентских законопроектов о Следственном комитете ответственный комитет по госстроительству намерен вынести на рассмотрение Госдумы во втором чтении в пятницу, 10 декабря. Об этом, как передает наш корреспондент Лев Файнберг, объявил сегодня на заседании комитета его председатель Владимир Плигин. Он отметил редчайший случай — 90% предложений оппозиции было принято. Авторы поправок Александр Хинштейн и Геннадий Гудков поблагодарили комитет.
В процессе доработки документа в законопроект ввели нормы о прокурорском надзоре. Установлено, что надзор за процессуальной деятельностью СК ведет Генпрокурор и подчиненные ему прокуроры. Переработаны статьи о международной деятельности СК. Ограничено право сотрудников СК на проникновение в помещение, для этого требуется основание в виде подозрений относительно преступления. Из нормы о проникновении в жилое помещение исключено слово «беспрепятственно».
Начальник правового управления Генпрокуратуры Олег Логунов предложил депутатам привести нормы по привлечению к ответственности в соответствие с законом о прокуратуре, о чем коммунист Виктор Илюхин сказал, что это фактически его поправка, но надо сохранить еще и судебный контроль. По словам Илюхина, законодатели стали заложникам того, что приняли в первом чтении. В прокуратуре много классных чинов и особые условия привлечения к ответственности имеют только прокуроры, сказал Логунов.
Александр Хинштейн предупредил, что по этому законопроекту начальник главного управления обеспечения деятельности СК, 35-летня девушка Леся Колесник, получит неприкосновенность, но она имеет такое же отношение к процессуальным действиям, как депутат Хинштейн к космосу. Хинштейн считает, что если сотрудник СК не может быть задержан и допрошен, как и следователи милиции или ФСБ, то возбуждать уголовное дело против него тоже следует разрешить.
«Создается каста неприкасаемых», — отметил со своей стороны Геннадий Гудков, поэтому он настаивал на том, чтобы в отношении следователей СК был просто особый порядок привлечения к ответственности. Гудков предложил не путать кислое с острым и не предоставлять следователям СК объем гарантий почти на уровне депутата или сенатора.
Генерал милиции, депутат Татьяна Москалькова настаивала на том, чтобы гарантии защиты следователям СК были даны на уровне других структур, проводящих следствие — МВД, ФСБ, ФСКН. Москалькова считает недопустимым придать им разный правовой статус.
Выслушав возражения оппонентов, зампред ответственного комитета Александр Москалец заявил, что следователь СК и МВД — это не одно и то же. По его словам, предложения оппонентов будут отклонены.
Председатель комитета СФ по конституционному законодательству Алексей Александров при обсуждении отметил, что процессуальщикам режут слух некоторые нормы законопроекта, в частности подчинение СК непосредственно президенту. Это означает, что законодатель назначает президента главных следователем страны и дает ему право возбуждать дела. Кроме того, оперативная деятельность не имеет никакого отношения к следствию.
Замечание сенатора поддержала Ирина Яровая. По ее словам, это не дело следователей бегать за преступниками и кого-то догонять. Ирина Яровая предупредила, что если убрать рычаги пресечения незаконных действий следователей, то это приведет к нарушению прав и свобод граждан.
В сопутствующий законопроект внесена поправка о праве прокуроров на отмену постановлений СК о возбуждении, приостановлении и отказе в возбуждении уголовного дела. Олег Логунов сообщил депутатам, что норма повисла, потому что в законопроект не добавили норму о праве прокурора истребовать материалы дела. Плигин согласился, что это надо сделать.
При обсуждении в комитете принято решение, что тяжкие и особо тяжкие дела по преступлениям против совершеннолетних (т. н. «трупы»), также по покушениям на половую неприкосновенность передаются СК, нетяжкие остаются в милиции.