Газета «Троицкий вариант - Наука» в своем номере от 7 декабря 2010 г. в очередной раз обратилась к теме закупок научного оборудования. В новом журналистском расследовании д.физ-мат. наук, в.н.с. Казанского Института биохимии и биофизики РАН Алексея Крушельницкого «Пилите, Шура, пилите…» приводится ряд конкретных фактов завышения цен на различные типы приборов в процессе госзакупок. В основном они касаются организаций Российской Академии наук.
В этом материале также описана система фирм-посредников, которые выводят расчеты с производителями оборудования за рубеж, из-за чего отследить разницу между ценой производителя и ценой покупки оборудования для российских научных организаций практически невозможно.
Почти все данные, изложенные в материале, получены из открытых источников в Интернете. Автор отмечает, что очень показательно, что руководство РАН официально отрицает факт приобретения приборов по завышенным ценам и считает эффективной систему закупок, которая функционирует в Академии уже много лет.
В качестве одной из мер, которая помогла бы улучшить ситуацию, А. Крушельницкий называет введение запрета на централизованные закупки оборудования. «Эффективность трат значительно повысится, если сами ученые будут выбирать и покупать себе приборы. Для этого необходимо деньги, выделенные на закупку приборов, перечислять на счета институтов». По его мнению, эффективность такого способа закупок наглядно демонстрируется рассказом петербургского ученого, лауреата премии Президента РФ 2008 г. в области науки и инноваций для молодых ученых Сергея Кривовичева.
Напомним, что С. Кривовичеву, д. геол. -мин. н., профессору СПбГУ, зав. кафедрой кристаллографии без посредников удалось добиться скидки на покупку CCD-дифрактометр на сумму 280 тыс. евро, заставив две фирмы-поставщика конкурировать друг с другом.
Автор статьи также полагает, что «основная задача сейчас – добиться такого изменения процедуры госзакупок, которое бы свело к минимуму возможности «распила». 94-й федеральный закон, который регулирует процедуру госзакупок, не должен одинаковым образом регулировать закупки дорогих приборов и, положим, канцелярских принадлежностей». При этом, «в закупке высокотехнологичного оборудования есть своя специфика, которая никак не учитывается».
Он также пишет о том, что «еще одна мера, которая может оздоровить ситуацию, – требование указывать в заявке на участие в торгах субподрядчиков, привлекаемых для выполнения работ по монтажу, наладке и сервису приборов. Это поможет выявить «виртуальные» компании-пустышки, которые используются лишь для перекачивания денег и которые не имеют штата инженеров. В целом увеличение прозрачности и открытости процедуры госзакупок – это самый действенный способ борьбы с коррупцией».
По мнению А. Крушельницкого, представленные в статье «Пилите, Шура, пилите…» примеры сделок напоминают истории о закупках медицинских томографов по завышенным ценам, в результате чего в этом году, по сообщениям СМИ, было заведено несколько уголовных дел в различных регионах страны.
См. также:
- Российская наука: выживание меж двух огней. Размышления биофизика Алексея Крушельницкого накануне Общего собрания РАН, 2010
- "Прозрачный омут Академинторга": ученые провели журналистское расследование, как осуществляется закупка дорогостоящего оборудования в РАН, 2009
- Алексей Крушельницкий. «Пилите, Шура, пилите…» / ТрВ №68, 07 декабря 2010 г. С. 4-5.
- Алексей Крушельницкий, Михаил Гельфанд. Прозрачный омут Академинторга // ТрВ № 43, 08 Дек 2009 г. C. 2-3.
- Сергей Кривовичев. Как мы покупали CCD-дифрактометр // ТрВ № 43, 08 Дек 2009 г. C. 3.