Минздрав не согласен с обвинениями прокуратуры в нарушении законов о конкуренции, пишет "Коммерсантъ".
В январе 2010 года Генпрокуратурой совместно с ФАС проводилась проверка соблюдения Минздравом законодательства при закупках, в отношении которых появились претензии в декабре 2010 года, но тогда ни ФАС, ни Генпрокуратура на нарушения не указывали, отмечают в ведомстве. Проверка соблюдения министерством антимонопольного законодательства проводилась и в марте—июне 2009 года, и тогда тоже не было никаких замечаний. Не выявила проблем и проверка Счетной палаты 2009 года, утверждают в Минздраве.
Уголовное дело о нарушении законов о конкуренции было возбуждено по материалам проверки Генеральной прокуратурой аукционов по закупке лекарств, организованных Миндравсоцразвития в 2008-2009 годах. По данным Генпрокуратуры, "в 2008-2009 годах министерством заключено 164 государственных контракта на сумму 66,3 млрд рублей, из них 127 контрактов на сумму 61 млрд рублей - лишь с шестью поставщиками". Оказалось, что при проведении торгов министерств изначально завышало стоимость лекарств и необоснованно отказывало в допуске к торгам организациям, не участвующим в этой схеме. Все это привело к поддержанию монопольно высоких цен на торгах, а федеральный бюджет понес ущерб на 3,4 млрд. рублей. Информация об итогах проверки направлена в Следственный комитет при прокуратуре. По результатам доследственной проверки Следственным комитетом по Центральному федеральному округу было принято решение о возбуждении уголовного дела.
СК имеет право возбуждать "антимонопольные" уголовные дела, но логика законодательства предполагает, что этому предшествует возбуждение антимонопольных дел-расследований Федеральной антимонопольной службой. Как заявил "Коммерсанту" источник в ФАС, проверкой закупок действительно занималось управление ведомства по борьбе с картелями и "выявило ряд нарушений, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела". Уголовное дело, по его словам, возбуждено по "нескольким поставщикам, в том числе иностранным".
Это уже вторая попытка Генпрокуратуры найти виновных в росте цен на фармрынке. В ноябре 2009 года ведомство признало рост цен на ряд лексредств "необоснованным", но уголовные дела возбуждать не стало, ограничившись предостережение ряду аптечных сетей по выявленным фактам завышения цен. В свою очередь, Минздрав обращает внимание на то, что средств для ограничения конкуренции у него нет. При срыве аукционов 2008-2009 годов, в результате которых заключались контракты с единственным участником, Минздрав не мог их не заключать — это "императивная норма закона". В других же случаях в законодательстве "отсутствует механизм контроля со стороны госзаказчика за возможностью сговора участников торгов".
Один из участников фармрынка заявил "Коммерсанту", что все игроки на рынке госзакупок лексредств "прекрасно понимают, что закон N 94 несовершенен" и в сфере госзакупок лекарств идет "постоянное выкручивание рук". Но доказать коррупционные действия невозможно — формально закон исполняется, полагает собеседник издания, констатируя при этом: главное доказательство — в том, что цены по госзакупкам в госпитальном сегменте фармрынка выше, чем по розничному рынку.
Как известно, что система госзакупок в России сильно коррупмирована (главным образом, идет раздача госзаказов "карманным" фирмам). Во время совещания у президента, глава его Контрольного управления Константин Чуйченко заявил, что по "консервативной оценке" не менее 1 триллиона рублей из 5 идущих по госзаказу - идет не по назначению. По словам Чуйченко, нынешняя система госзакупок "имеет серьезные проблемы: отсутствие мониторинга цен, анализ исполнения контрактов, до сих пор не разработанный механизм определения начальных цен, увязанных с мировыми".
Руководитель проектов OpenGovData.ru и "Гослюди.Ру" Иван Бегтин отмечал, что на практике госзаказ сейчас оказывается "инструментом распределения финансовых потоков с выводом части средств в теневую экономику и невозможностью оценить, сколько же этих средств выведено".
14 декабря 2010, 03:22