5 апреля в Президиуме РАН прошел симпозиум, посвященный 25-й годовщине аварии на Чернобыльской АЭС. Его участники в ходе мероприятия дали оценки последствий аварии на Чернобыльской АЭС, медицинских радиологических последствий для населения России, радиоактивного загрязнения.
Леонид Большов, директор Института проблем безопасного развития атомной энергетики (ИБРАЭ) РАН, член-корреспондент РАН, доктор физико-математических наук, профессор:
Последние три недели все наше внимание сосредоточено на японской аварии, и наблюдая за тем, что происходит на японской площадке в первые дни и последующие, мы видим, что очень многое из того, что мы прошли, чему научились в Чернобыле, не стало еще мировым достоянием. Судя по тем результатам, которые мы сейчас наблюдаем, можно было бы лучше и больше использовать чернобыльский опыт.
Вместе с тем понятно, что наши японские соседи попали в очень сложную ситуацию - и землетрясение, и цунами. Но задержка включения всего государственного механизма на ликвидацию последствий аварии реально сказалась на полученных результатах.
Уже налажена работа на площадке, идет охлаждение всех проблемных реакторов и бассейнов выдержки и основная проблема сейчас - это последствия для населения на территориях, прилегающих к префектуре Фукусима. И здесь опыт Чернобыля исключительно важен. После Чернобыля, в 1991 году, когда приняли чернобыльский закон - огромные территории, порядка 60 тысяч квадратных километров, на которых проживает 2 миллиона человек, объявили пораженной территорией и нарушили жизнь большого количества людей. Хорошо бы, чтобы японцы не последовали бы по нашему пути. Ведь в Европе 70 тысяч квадратных километров оказались загрязнены после Чернобыля выше, чем 1 кюри, и при этом ни один километр не был выведен из оборота, продолжает нормально использоваться и люди не понесли на себе этой травмы превращения в подверженных радиации. Хотелось бы посоветовать японским коллегам, которые принимают решение по эвакуации, действовать точно и не перестараться.