Сын композитора Андрея Эшпая известный российский кинорежиссер Андрей Эшпай отмечает свое 55 летие, передает ИТАР-ТАСС. Cам режиссер дату юбилейной не считает, «это просто совпадение цифр», с улыбкой заметил он журналистам.
Андрей Эшпай родился 18 апреля 1956 года в Москве в семье композитора Андрея Эшпая. В 1975—1976 годах учился на факультете театральной режиссуры Московского государственного института культуры (мастерская Н. Бухмана). В 1980 году окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Л. Кулиджановой и Т. Лиозновой). Его дипломная работа — фильм «Звана» (1980), был удостоен призов «За лучший сценарий», «За лучшую режиссуру» и «За лучшую мужскую роль» на студенческом фестивале ВГИКа. Дебютировал в кино короткометражной лентой «Когда играли Баха» (1983). В полнометражном кино дебютировал кинокартиной «Шут» (1988). Фильм «Униженные и оскорбленные» (1990) с участием Настасьи Кински и Никиты Михалкова был премьерно показан на Венецианском фестивале в 1996 году.
В 2001 году под влиянием идейного течения «Догма» режиссер снял ленту «Цветущий холм среди пустого поля», в котором главную и единственную роль исполнила супруга Эшпая, народная артистка России Евгения Симонова. Среди других его работ телефильмы «Иван Грозный» и «Дети Арбата», картины «Многоточие» и «Событие» по Владимиру Набокову.
Одна из последних картин Эшпая — история поэтов Серебряного века «Элизиум», в которой главную роль исполняет Зоя Кайдановская. О своей работе Андрей Андреевич говорит очень поэтично: «Летящая в пространстве камера, отрицающая дискретность кинематографа, словно немой свидетель врывается в дом в начале XX века и выхватывает десятиминутные непрерывные эпизоды из жизни трех поэтов и их странного окружения, с их мечтами об идеалах, сумасшедшей влюбленностью, бесконечной игрой в жизнь, превращающей ее в театр. А где-то рядом идет война…»
В настоящее время режиссер при поддержке Министерства культуры РФ заканчивает работу над документальным фильмом о своей семьей, о своем отце и о Республике Марий Эл, откуда его отец был родом. «Это размышление о наших корнях, сохраняются ли они в людях или исчезают», — рассказал в интервью ИТАР-ТАСС Андрей Эшпай.
Рассуждая о состоянии российского кинематографа, юбиляр посетовал, что оно далеко от идеала. «Многие забывают, что мы великая кинематографическая держава с собственным киноязыком, — считает режиссер. — Как следствие, у нас проблемы с прокатом и потерян контакт со зрителем». По мнению Андрея Эшпая, режиссеры должны помнить о своих талантливых предшественниках и прежде всего опираться на самобытность русского кино.