Фонд «Общественное мнение» опубликовал результаты исследования «Интернет в регионах» и определил самые перспективные в этом отношении регионы России, сообщается на сайте Минсвязи РФ.
По данным ФОМ, ожидать максимального прироста численности интернет-аудитории в ближайшее время следует в Тюменской, Иркутской и Нижегородской областях, население каждой из которых составляет около ста тридцати тысяч человек.
Как рассказал «РБГ» руководитель проекта «Мир Интернета» Павел Лебедев, проникновение интернета в стране до сих пор крайне неравномерно. При том, что среднероссийский показатель составляет 48%, безусловными лидерами в этом отношении остаются Москва и Санкт-Петербург. Однако между регионами-лидерами и регионами-аутсайдерами сохраняется более чем двукратная разница по показателю доли месячной интернет-аудитории (67-68% в двух столицах против 29% в Тыве или 34% в Мордовии).
Тем не менее, тренд позитивного роста интернет-аудитории продолжается. По данным на второй квартал 2011 года, общая численность интернет-аудитории среди населения старше 18 лет составляет около 55 миллионов человек, рост за квартал составил около 7%. Тем интереснее для анализа конкретные точки роста, то есть количественные показатели.
Для понимания перспектив развития сети Интернет была сделана оценка регионального потенциала роста интернет-аудитории. В соответствии с такой оценкой социологи разделили российские регионы на три группы.
В первой группе (в нее вошли 38 из 79 субъектов РФ) текущие показатели распространения интернета соответствуют рассчитанной для регионов оценке. В этих субъектах РФ (сюда входит и Москва) проживает около 45% взрослого населения страны и такая же доля всех интернет-пользователей.
Во второй группе - это примерно четверть российских регионов - доля месячной интернет-аудитории превысила рассчитанную для этих регионов оценку. Самыми показательными в этом отношении оказались Псковская и Ленинградская области, а также Северная Осетия.
Месячная интернет-аудитория в этих субъектах РФ составляет около 50% жителей, тогда как в соответствии с расчетами значимые для развития Интернета параметры обеспечивают проникновение лишь на уровне около 43%.
Социологи полагают, что в регионах этой группы дальнейший значимый рост доли пользователей возможен только при условии повышения уровня жизни и покупательской способности населения, развития широкополосного и беспроводного доступа в интернет, проведении образовательных и информационных программ, повышающих осведомленность людей и компьютерную грамотность. В общей сложности на такие «перенасыщенные» регионы приходится порядка 30% населения РФ и около трети (33%) всех интернет-пользователей.
В третью группу вошел 21 регион, где потенциал развития интернета далеко не исчерпан. При этом инфраструктура этих краев и областей и человеческий капитал позволяют достаточно быстро наверстать «упущенное».
Самый высокий потенциал развития - у республик Тыва и Мордовия, Тюменской и Иркутской областей, где доли месячной аудитории на 15% ниже нормативного уровня.
Однако, поскольку численность населения субъектов РФ различна, то в абсолютных значениях наибольшим потенциалом обладают Иркутская, Нижегородская и Тюменская области, в каждой из которых месячная аудитория интернета потенциально должна вырасти на 130-150 тыс. человек.
Общая численность взрослых россиян, которые в соответствии с общероссийскими тенденциями развития Интернета должны на данный момент войти в месячную аудиторию, но еще не относятся к ней, составляет около полутора миллионов человек. Это примерно 2,5% текущей месячной аудитории среди взрослого населения России.
Также ФОМ провел исследование «качественности» использования интернет-сервисов. По мнению Павла Лебедева, этот параметр является еще одним важным показателем развития интернета в регионах. Для этого анализа был разработан агрегированный индекс интенсивности пользования Интернетом. Показатели проникновения и индекс интенсивности пользования Интернетом связаны между собой: как правило, чем больше доля интернет-аудитории, тем выше уровень интернет-активности, и наоборот.
Здесь исследователи выделили четыре группы регионов.
В первую группу входят 15 субъектов РФ (на первых позициях - Москва и Санкт-Петербург). В этой группе высоки оба показателя: и доля пользователей, и индекс интернет-активности. Здесь доступный Интернет существует довольно давно, и аудитория отличается относительной «зрелостью» в плане использования интернет-практик.
Вторую группу образуют Сахалинская и Томская области, Приморский край и еще 13 субъектов РФ. Здесь при относительно высоких показателях проникновения интернета многочисленная интернет-аудитория либо не имеет достаточного опыта в пользовании возможностями Сети, либо ограничена в интенсивности использования Интернета (доступ в Сеть есть, но он очень дорог и поэтому используется только для обеспечения базовых потребностей).
Третью группу составляют примерно 10 субъектов РФ, в которых показатели проникновения интернета довольно скромные, однако его возможности используются очень активно. В этих регионах (Ивановской области, Республике Марий Эл и ряде других) интернет-пользователи остаются немногочисленной «элитной группой».
Четвертая группа регионов - самая многочисленная: в нее входят около 30 субъектов РФ, включая Тамбовскую, Воронежскую области, Республику Мордовия. В этих регионах, по мнению социологов, следует прежде всего повышать долю интернет-пользователей - как посредством улучшения инфраструктуры и экономики, так и посредством наращивания социального капитала.