НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

16 декабря 2011, 12:55

СМИ: Центр усиливает свое влияние в регионах Поволжья

Полномочным представителем президента РФ в Приволжском федеральном округе назначен Михаил Бабич. "Независимая" рассказывает о том, что федеральный Центр намерен усилить свое влияние в регионах Приволжья. Указ об этом накануне подписал Дмитрий Медведев. Бабич, 4 декабря избранный депутатом Госдумы, займет пост, освобожденный Григорием Рапотой, который переходит на должность секретаря Союзного государства России и Белоруссии. 

Григорий Рапота был переведен на должность секретаря Союзного государства в конце ноября 2011 года. Предполагается, что он вступит в должность, сменив на посту Павла Бородина. Кандидатура Бабича появилась в повестке Приволжского федерального округа не сразу. Выбору предшествовали долгие консультации в администрации президента и руководстве «Единой России», в генсовет которой входит политик. В числе претендентов на пост полпреда в ПФО называли заместителя Григория Рапоты и.о. полпреда Алексея Кубрина, экс-президента Чувашии Николая Федорова и даже министра внутренних дел Рашида Нургалиева. 

Для Приволжского федерального округа замена Григория Рапоты на Михаила Бабича с точки зрения внутрикастового статуса практически равнозначная. И тот и другой – выходцы из силовых структур. Рапота имеет опыт работы во внешней разведке КГБ, Бабич – в Воздушно-десантных войсках и ФСБ. Однако в последнее десятилетие Бабич пользуется репутацией жесткого управленца, который может взять в первую очередь под свой контроль расходование денег, выделяемых из бюджета на региональные проекты. 

Главная проблема, которую придется одолеть Бабичу, – низкая эффективность власти в некоторых регионах ПФО. Подобные задачи ранее ему приходилось решать на уровне крупных предприятий и отдельных субъектов Федерации. Газета отмечает, что, будучи в должности заместителя гендиректора ГУП «Федеральное агентство по регулированию продовольственного рынка» при Минсельхозпроде России в 1999–2000 годах, он создал прозрачную систему поставки и распределения гуманитарной помощи в регионы РФ, несмотря на то что подвергался давлению со стороны силовиков. 

Перейдя в 2000 году на работу в правительство Московской области, где он в должности зампреда курировал экономический блок, Бабич взялся за решение областных финансовых проблем. Регион имел солидный долг в 40 млн. долл., были накоплены долги по зарплате бюджетникам и коммунальным службам, областное имущество было заложено банкам. Издание отмечает, что Михаил Бабич вернул заложенное имущество в собственность областного правительства, закрыл нелегальные ликероводочные заводы и таможенные склады, прибыль от которых прежде уходила мимо региональной казны, пресек незаконный оборот леса и земли и перевел земельные ресурсы под областной контроль. Естественно, эти непопулярные меры вызвали протест у тех областных чиновников, кто зарабатывал на теневом бизнесе. На Бабича стали давить, пытались шантажировать возбуждением уголовного дела, связанного с предыдущим местом работы в Федеральном агентстве по регулированию продовольственного рынка. Но после проверки Генпрокуратуры дело было закрыто за отсутствием состава преступления. Тогда в ход пошел другой вариант, и в результате подковерных игр Бабич был уволен со своего поста. Опять же через суд он добился своего восстановления, но, вернув справедливость, написал заявление об уходе по собственному желанию, так как посчитал для себя недостойным продолжать работу в областном правительстве. 

Без дела экс-вице-губернатор не остался. Уже в 2001 году он занял пост первого заместителя главы администрации Ивановской области и получил должность руководителя представительства администрации региона при правительстве РФ. Тогдашний глава региона Владимир Тихонов опять же возложил на Бабича обязанность контролировать распределение бюджетных средств. Деятельность первого заместителя главы ивановского правительства быстро принесла плоды: работа ряда ключевых для региона предприятий была реанимирована, в область удалось привлечь значительные инвестиции. И что немаловажно – региональную экономику удалось декриминализировать, местные ОПГ потеряли возможность влиять на региональную власть и крупнейшие предприятия области. 

В результате Бабич заслужил авторитет жесткого и рационального управленца и в 2002 году приказом президента РФ его назначили на пост председателя правительства Чеченской Республики. Задача перед ним стояла непростая задача – интегрировать поствоенную Чечню в правовое поле РФ и обеспечить максимальное присутствие федерального Центра во всех процессах, происходящих в республике. С этим заданием Бабич справился за довольно короткий срок. Кроме того, он сумел взять под контроль расходование федеральных средств, выделяемых на восстановление республики. 

Став депутатом Государственной Думы в 2003 году, Бабич занимался непростыми вопросами: он возглавлял рабочие группы по решению проблем между Грузией, Южной Осетией и Абхазией, по решению проблем российских военных баз, расположенных за границей РФ, был сопредседателем межведомственной комиссии по российским космодромам, входил в состав комиссии по закрытым статьям федерального бюджета. Был инициатором или соавтором более 60 законопроектов. 

Не менее результативным может показаться и сотрудничество Бабича с партией власти. В «Единой России», кроме работы заместителем руководителя Центральной контрольно-ревизионной комиссии, он курировал проведение самых сложных избирательных кампаний – в Ивановской, Рязанской, Томской областях. Везде «Единая Россия», несмотря на то что регионы относились к «красному поясу», с разными результатами, но одержала победу. 

В «Единой России» он также занимался формированием института общественных приемных Владимира Путина и Общероссийского народного фронта.

Директор Центра политической информации Алексей Мухин отметил целеустремленность Бабича: «Он – идеальный подчиненный, который никогда не спрашивает, что и как надо делать, – для него есть только два рубежа – получение задачи и доклад о ее выполнении. Люди, знающие его по работе в Думе и в партии, говорят, что Бабич – человек очень закрытый, который живет в каком-то своем военном мире, и настоящие друзья у него только из той жизни. При этом Михаил Бабич – известный кризис-менеджер, боевой кадровый офицер, имеющий несколько высших образований». 

Эксперту кажется вполне логичным то, что Бабич, который тогда занимал пост заместителя председателя комитета ГД по обороне, стал «конструктором» института общественных приемных Владимира Путина. «Эта структура была создана в 2008 году. За три года существования она доказала свою эффективность и работоспособность. Общественные приемные работают во всех регионах страны, результативно решая конкретные, даже самые мелкие, проблемы рядовых граждан. Также на общественные приемные была возложена другая непростая задача – анализировать огромный массив обращений и выявлять те проблемные точки в регионах, которые требуют системных решений на общегосударственном уровне. Причем как в экономической плоскости, так и в политической. Собственно внутрипартийный контроль был и остается в ряду главных задач института общественных приемных Путина с момента его создания. Еще три года назад было понятно, что в регионах партийная бюрократия отдалилась от людей и трансформировалась в отдельный привилегированный класс. Очевидно, что нужно было исправлять ситуацию, причем не ломая устойчивую конструкцию, поэтому было принято решение создать внутри партии структуру – своего рода секретный регулятор, – наделив ее широким спектром надзорных полномочий. Такой структурой стали общественные приемные премьер-министра. Подчиняясь лично Путину, они анализируют и эффективно контролируют в регионах деятельность высокопоставленных функционеров «Единой России». Эту работу общественные приемные ведут непублично», – рассказал Мухин. 

Президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов считает, что назначение Бабича укладывается в логику обновления и омоложения корпуса полпредов, которые обозначилось осенью. «Сильными сторонами Бабича являются одновременное наличие опыта политического и экономического управления. Таким образом, и при усилении политических функций полпредов, и при переносе акцента на финансово-экономическую тематику, управленческие качества Михаила Бабича оказываются востребованы. Кроме того, и при усилении контрольных функций полпредов Бабич способен использовать опыт, наработанный им во время работы в силовых структурах, – считает Виноградов. – Отличительной особенностью Бабича является жесткость и принципиальность, однако на федеральном уровне могли оценить то обстоятельство, что при продавливании своей позиции Бабич демонстрировал способность рисковать карьерой и не держаться за кресло». 

По мнению генерального директора Центра политических технологий Игоря Бунина, назначение Бабича полпредом президента в ПФО свидетельствует о том, что работа с регионами остается главным приоритетом Кремля. Центр понимает самую опасную проблему Федерации – неэффективность региональной власти, но одномоментно заменить весь губернаторский корпус невозможно, да и это не гарантирует достижение должного результата. Назначение Бабича в этом смысле говорит об усилении роли президентских полпредов – региональных контролеров из Кремля. Центру нужно повысить эффективность деятельности глав субъектов, а для этого нужны управленцы, способные снять с губернаторов спесь и заставить их быть ближе к народу. Судя по опыту работы с региональными и партийными элитами, Михаила Бабича будет трудно ввести в заблуждение или сбить с курса. 

«Сегодня в “Единой России” становится все меньше узнаваемых лиц, пожалуй, это стандартный путь эволюции любой партийной структуры. Бабич серьезный игрок, он уже неоднократно проявлял себя эффективным в регионах. Это своевременное назначение на выборах»,— заявил "Коммерсанту" политолог Евгений Минченко.

Бутовский полигон

Редакция

Электронная почта: [email protected]
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2022.