НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

24 января 2012, 12:06

Средняя стоимость стартапов в России составляет от 30 до 80 млн рублей

Прыжок в будущее

Средняя стоимость запуска инновационного стартапа в России в апреле-июне 2011 года составила 53 млн рублей, сообщила 24 января пресс-служба РВК. При этом средняя стоимость запуска стартапов, участвующих в программах и проектах Российской венчурной компании («Индекс РВК») составляет около 36 млн руб.

Такой вывод рейтинговое агентство «Эксперт РА» сделало по результатам исследования «Разработка методологии и оценка средней стоимости инновационного стартапа в России», проведенного по заказу ОАО «Российская венчурная компания». По результатам 1-го этапа исследований была сделана предварительная оценка индексов стоимости запуска стартапов в России от начала проекта до первых продаж инновационной продукции или готовности компании к началу операционной деятельности.

Исследование проводилось в период с 19 ноября по 19 декабря 2011 года. Общий объем изначальной выборки малых инновационных компаний и команд инновационных проектов составил более чем 1500 компаний (проектов). Респондентами стали участники 68 инновационных проектов: участники программ и проектов РВК, резиденты Инновационного центра «Сколково», участники Открытого инновационного сообщества OIU.ru, а также представители проектов Конкурса русских инноваций.

В статистическую выборку проектов/компаний, анализируемых в рамках исследования, включены проекты со стоимостью запуска стартапа от 1,015 млн. руб. до 295,909 млн. руб. Стоимость запуска каждого инновационного стартапа, участвующего в исследовании, определялась как сумма затрат по 12 основным статьям расходов, включающим оплату труда.

 

Стоимость запуска стартапов в зависимости от сегмента:

Информационно-коммуникационные технологии — 32 103 тыс. руб.

Биотехнологии/life science — 58 680 тыс. руб.

Энергоэффективность — 57 638 тыс. руб.

Иные промышленные технологии — 79 004 тыс. руб.

Смежные технологии и прочие инновационные технологии — 30 882 тыс. руб.


Наибольшее количество стартапов, ответивших на вопросы исследования, запускается в сфере информационно-коммуникационных технологий (24%) и сегменте биотехнологий/life science (22%). Следом идут проекты в сфере энергоэффективности — доля таких проектов около 20% от общего количества запускаемых инновационных компаний. Тот факт, что наиболее популярными являются проекты в сфере ИКТ, объясняется сравнительно невысокой стоимостью запуска проектов, в частности, отсутствием необходимости масштабных вложений в основные средства. Кроме того, ситуация с кадрами в ИКТ-сфере представляется более обнадеживающей, чем во многих других отраслях. Что же касается популярности сегмента биотехнологий, то это во многом следствие активности институтов развития в этом направлении.

Наибольшую долю в структуре затрат при запуске инновационных стартапов составляют расходы на исследования и разработку (R&D, НИОКР). В общей стоимости запуска на R&D в среднем приходится 43,8% затрат. Далее в структуре затрат с большим отрывом следуют затраты на сырье и материалы (16,1%) и расходы на оборудование и средства производства (13,1%). Единственной сферой, где расходы на R&D оказались не самой обременительной статьей расходов, оказался сегмент «проекты в области энергоэффективности»: здесь почти половина затрат (49,4%) — расходы на сырье и материалы.

Высокая стоимость исследований и разработки, по мнению авторов исследования, усугубляется тем, что в России крайне мало подготовленных площадок для аренды помещений и оборудования малыми высокотехнологичными компаниями. Отсутствие доступа к исследовательской инфраструктуре заставляет проектные команды тратить значительное количество средств на НИОКР во многом потому, что всю инфраструктуру приходится создавать самим с нуля. Это ведет к безусловному удорожанию запуска стартапов.

«Доля затрат на НИОКР могла бы быть значительно ниже, если бы в стране существовали адекватные площадки для стартапов, состоящие из «чистых комнат», инженерных систем технологического обеспечения, центра коллективного пользования, инфраструктурного цеха и зоны отдыха», — отмечает ведущий аналитик «Эксперта РА» Алексей Ходырев.

Считается, что для успешного развития многим проектам нужен административный ресурс: он позволяет сократить длительность процедур и повысить эффективность действий команды стартапа. На практике возможность использовать административный ресурс имеют менее 40% стартапов. В большинстве случаев он появляется благодаря институтам развития. Среди главных плюсов административной поддержки участники исследования называют налоговые льготы, доступ к исследовательской инфраструктуре, льготную аренду помещений и консалтинг.

При этом, считают респонденты, воспользоваться многими льготами (особенно исследовательской инфраструктурой и налоговыми послаблениями) на практике пока удается не многим. Таким образом, существующая оценка преференций — это своего рода аванс институтам развития, содействующим решению задач стартапов. В частности, сразу несколько участников исследования сообщили, что пока что льготами не пользуются, но рассчитывают, что смогут воспользоваться в ближайшие месяцы.

«Проводимое по нашему заказу рейтинговым агентством «Эксперт РА» исследование средней стоимости запуска стартапов в России, а также структуры необходимых затрат, позволит уточнить основные направления деятельности государственных институтов развития, в том числе — Российской венчурной компании, по совершенствованию инфраструктуры технологического предпринимательства, — сказал Андрей Введенский, директор департамента программ и проектов ОАО «Российская венчурная компания». — В рамках своей программной деятельности РВК планирует в период до 2013 года добиться заметного снижения средней стоимости запуска стартапов путем обеспечения для начинающих компаний доступной физической (помещения, оборудование и т.д.) и сервисной инфраструктуры».

Бутовский полигон

Редакция

Электронная почта: [email protected]
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2022.