В условиях демографического кризиса даже крупным компаниям, в которых высокие по рыночным меркам зарплаты, становится сложно привлекать квалифицированную рабочую силу. Сказывается на проблеме привлечения персонала и относительно низкий престиж рабочих и инженерных профессий. По словам директора Института горного дела Сибирского федерального университета Владимира Макарова, сегодня университет едва набирает студентов-горняков и геологов, металлургов и вовсе недобор, поскольку популярны другие профессии, вроде юристов или экономистов.
«Из-за демографического провала 1993-1994 года у нас в пять раз в Норильске упало число выпускников школ», - описывает ситуацию замдиректора по персоналу и социальной политике заполярного филиала «Норильского никеля» Олег Курилов. В таких условиях крупный бизнес вынужден дополнительно мотивировать работников, фактически бороться за то, чтобы они работали на предприятиях. Заполярный филиал «Норникеля», по словам Курилова, в основном черпает трудовые ресурсы на местном рынке. В предыдущие годы до 90 процентов сотрудников компании были из Норильского региона, с расширением производства эта цифра снизилась до 71 процента.
Специалистов с «материка» компания завлекает обширным набором различных льгот. Работникам выдают «подъемные» (выплата достигает 50 тысяч рублей), оплачивают жилье на три года. Для приобретения собственной квартиры компания выдает кредит под 7,5 процентов. Есть и программа по приобретению жилья на «Большой земле». Компания сегодня выкупает квартиры в Краснодаре и Подмосковье, а работники приобретают у нее жилье на льготных условиях («Норникель» погасит половину стоимости жилья через 10 лет).
«Норникель» также обеспечивает своим работникам проезд до места отдыха раз в год за счет компании. Предоставляет компания и место для отдыха — путевка в санаторий в России или на курорт в Болгарии или Таиланде, по словам Курилова, сотруднику компании обойдется в скромную сумму от 2 до 15 тысяч. Более 15 тысяч работников ежегодно пользуются правом отдохнуть в санатории.
В середине 2000-х власти разного уровня много рассуждали о социальной ответственности бизнеса. На примере крупных российских компаний становится ясно, что социальная ответственность бизнеса — не блажь, а непременное условие развития человеческого капитала. Что хорошо, в конечном счете и для самого бизнеса.
15 февраля 2012, 11:45