Сборник научных трудов «Ближний Восток: между Византией и Аббасидами» опубликован в Бельгии издательством Brepols.
Это сборник докладов по поствизантийскому Ближнему востоку, сделанных на конференции, прошедшей еще в 2007 г. в Париже на тему преемственности оккупации Ближнего Востока от Византии к Аббасидам. Редакторами сборника выступили известные специалисты Мюриэль Дебье, Ариетта Папаконстантину и Ж.-П. Содини.
Важность темы несомненна: мы до сих пор очень приблизительно представляем себе период, последовавший за падением византийского владычества на Ближнем Востоке и приведший к формированию его современного вида.
В двадцати одной статье ученые, работавшие на территории Ближнего Востока и Египта, отразили и отрефлексировали демографические и социальные изменения, вызванные концом византийского владычества в регионе и возникновением новой арабской администрации Омейядов, а затем Аббасидов.
В исследовании детальному анализу подвергнуто развитие таких регионов, как Осрэна, город Ресафа и его округа, центральная Сирия и ее степное продолжение на восток, Дамаск и его пригороды. Обсуждаются общие условия ведения сельского хозяйства в этой обширной области. Исследовано развитие городской среды провинции Палестина Секунда к востоку от Иордана, проанализирована жизнь в процветающих древних фортах на лимесе, а также повторное заселение древних городов (в том числе набатейского святилища в Хирбет-эд-дарих) мусульманами и христианами. Волны номадизма в степных зонах и их влияние на попытки вести оседлый образ жизни показаны как на примере окраин засушливой центральной части Сирии, так и на примере области, лежащей к востоку от дельты Нила.
Исламская эпоха характеризуется покиданием лимеса вдоль римской Strata Diocletiana, которая стала границей между Византией и арабами, потеряв свою роль торговой линии после персидской оккупации, а затем и исламского завоевания, а также поддержанием и укреплением городских оборонных сооружений вдоль побережья Средиземного моря.
Христианство продолжало оставаться религией большинства в этом регионе до IX-X-го веков. Некоторые места паломничества, как, например, Абу-Мина, начинают приходить в упадок к концу IX века, а иногда даже и в VIII веке, как святилище святого Илариона, а другие выживают и продолжают функционировать, как Калаат Симан (место подвигов Симеона Столпника), активное до XII века, или Ресафа, активная вплоть до монгольской эпохи. Многочисленные надписи, а также результаты современных раскопок позволяют точнее понять такое явление, как искоренение изображений живых существ в мозаике и скульптуре.
В целом, несмотря на серьезные потрясения элит и появление Омейядской власти, которая широко использует местных христиан в качестве менеджеров, государство продолжало функционировать, а исламизация власти в регионе происходила очень постепенно, за исключением нескольких эксцессов. При Аббасидах перенос центра власти в Багдад, где снова чувствуются сасанидские традиции, вызвал депрессию хозяйств и социума на юге, однако способствовал процветанию региона Месопотамии.

«Le Proche-Orient de Justinien aux Abbassides»
Peuplement et dynamiques spatiales. Actes du colloque "Continuités de
l'occupation entre les périodes byzantine et abbasside au
Proche-Orient, VIIe-IXe siècles", Paris, 18-20 octobre 2007 / Borrut,
M. Debié, A. Papaconstantinou, D. Pieri, J.-P. Sodini (eds.).
XVI+384 p., Turnhout, 2012
ISBN: 978-2-503-53572-2