Планы по масштабной очистке земельных угодий Северного Кавказа от мин находятся под угрозой срыва. Минобороны не справляется с разминированием Чечни и просит правительство России выделить более 2 млрд рублей, из которых большая часть должна достаться коммерческим фирмам. Об этом рассказал «Известиям» источник в Министерстве обороны.
"В Чечне надо очистить от мин более 14 тыс. га сельхозугодий, — пояснили в Минобороны. — Однако расчеты показывают, что за четыре года наши инженерно-саперные подразделения смогут своими силами разминировать только 1833,6 га. Это всего 12% от общей площади. Но уже сейчас для этого нужно 346 млн рублей, а в последующие три года еще более 1 млрд рублей".
По словам офицера, очищением от мин оставшихся 88% взрывоопасных земель могли бы заняться специализированные коммерческие фирмы, которые будут отбираться на основе тендеров, однако у Минобороны денег на оплату этих фирм нет. Поэтому военное ведомство обратилось в Минфин, чтобы они выделили около 1,5 млрд рублей, чтобы можно было привлечь к работе частные компании.
Все работы по сплошному разминированию Чечни, до недавнего времени осуществляло Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС), а армейские инженерно-саперные подразделения вели работы по разминированию только в интересах войск. Минобороны занималось разминированием только по отдельным заявкам через военный комиссариат.
Руководство Минобороны начало заявлять, что необходимо нанимать коммерческие фирмы со стороны. Финансирование этих фирм будет вестись через Минобороны: Минфин будет выделять деньги военному ведомству, и оно уже будет дальше искать подрядчиков. Разминирование Ингушетии будет проводиться по отдельным заявкам со стороны правительства республики.
Елена Панфилова, директор центра антикоррупционных исследований, отмечает, что в нашей стране уже все ведомства, включая Минобороны, не раз успели засветиться в организации сомнительных тендеров и коррупционных скандалах: "Если в конкурсе участвуют только "свои" фирмы, то он несомненно коррупционен".
"В силу секретной специфики проверить траты Минобороны трудно, поэтому всегда есть опасность коррупционного фактора, - объясняет председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. - Минобороны в первую очередь должно пояснить, откуда взялись такие расценки. Почему, именно, 1,5 млрд рублей им требуется, а не меньше или больше? Включена ли в эту стоимость страховка гражданских саперов, и сколько стоит обработка одного гектара земли?"