НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Исследования мозга заставляют пересмотреть подходы к обучению

Нейроны
Нейроны

Возможность исследовать активные структуры мозга в момент, когда мозг работает, появилась в 80-е годы ХХ века. Раньше мозг исследовали при помощи электроэнцефалограммы, следили за электрической активностью мозга, - электрическим полем, создаваемым «переговаривающимися» нейронами.

Теперь основные методы – это функционально-магнитная и резонансная томография, позитронно-эмиссионная томография, так называемые «кровоточные методы», основанные на исследовании регионального кровотока мозга. Считается, если какая-то часть мозга работает более интенсивно, то она потребляет больше глюкозы и кислорода, и туда подаётся больше крови. Таким образом, если вы будете следить за изменениями регионального кровотока, вы будете следить и за тем, какие части больше работают, уточняет психофизиолог Татьяна Строганова.

Проблема энцефалограммы заключается в том, что мы знаем, когда возникает возбуждение, но никогда не знаем, где именно оно возникает. Так получается оттого, что потенциал, который измеряют на поверхности головы, зависит от силы тока источника внутри мозга и от сопротивления тканей, по которым распространяется электрическое поле, а сопротивление неизвестно.

А вот с помощью магнитной энцефалографии можно измерять магнитное поле, которые создаётся теми же работающими нейронами. Магнитная составляющая поля распространяется безотносительно к сопротивлению материала, поэтому точность такого измерения гораздо выше: мы знаем, когда - и мы знаем, где.

Так в 1990-е годы для обезьян были открыты зеркальные нейроны мозга. Это нейроны, которые у обезьяны возбуждаются, когда она наблюдает за действиями другой обезьяны. У неё активируются те нейроны, которые должны участвовать в том же самом действии. Это "нейроны сочувствия".

В кембриджской лаборатории, под руководством профессора Мюллера и в соавторстве с доктором Штыровым, была выполнена интересная работа. Ученые выяснили, что если в ваш мозг поступает глагол, который обозначает движение, например, «пинай, бросай, глотай», - активируются не только речевые зоны, но и моторные зоны мозга. Что интересно, зона представительства ноги активируется задолго до того, как мозг осознает значение этого слова.

Это значит, что если вы учитесь языку в нормальной естественной среде, слово в ассоциативных сетях мозга накрепко связано с непосредственным действием. А если обучение идет по учебнику, ассоциативная сеть не формируется, она не помогает ни припомнить значение слова, ни осознать его. Это открытие имеет очень далеко идущие последствия, в том числе для понимания, каким образом мозг обрабатывает речь и как помочь детям, которые плохо усваивают речевые сигналы.

Редакция

Электронная почта: [email protected]
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2022.