В рамках 19-го Форума издателей на ежегодном львовском книжном фестивале открылся российский стенд с двумя персональными выставками, посвященными книжному оформлению, – Леонида Тишкова и Андрея Бондаренко, художников, уверенных, что книжная обложка пала в экономической войне.

Знаменитый иллюстратор Леонид Тишков представил свои широко известные работы про водолазов, даблоидов и ряд эскизов, посвященных разработке обложки книги Евгения Замятина «Мы».
«Эта выставка для меня обобщающая. Она подводит черту в моей работе на книжными обложками, завершившейся в 80-е годы. Советский Союз тогда начинал расшатываться, и многие художники позволяли себе довольное смелые эксперименты», - поделился Леонид Тишков.
Эта выставка очень знаковая, поскольку, по словам Тишкова, является укором тому, что происходит книжной обложкой сегодня.
«Книжная обложка уходит в эклектику, мы часто видим слабую проработку макета. Детское иллюстрирование зачастую оказывается совершенно никудышным. Многие издательства никак не соотносят внешний вид книги с содержанием. И мы никак не можем выйти из этого состояния», - рассказал художник.
Укор дню нынешнему Леонид Тишков вложил и в свою новую книгу «Мальчик и Луна», недавно выпущенную издательством «О.Г.И.».
«У меня был проект - огромная двухметровая луна, которую я везде с собой возил (сегодня она висит во львовском клубе «Двери», любой может прийти и посмотреть). Мы ставили эту луну в самых неожиданных местах и фотографировали. А потом на основе этих историй я придумал сказку», - рассказал Тишков.
Книгу «Мальчик и Луна» Леонид Тишков сам сочинил, сам ее проиллюстрировал, сам нарисовал к ней обложку. «Я попытался сделать такую книжку, какие должны выпускать для детей, но почему-то делают это нечасто», - говорит автор.
Презентация книги автором на российском стенде 19 форума издателей пройдет сегодня, 14 сентября.

Андрей Бондаренко – художник 90-х - обратился к обложке книги, как к самостоятельному объекту искусства.
«Я работаю над обложкой как над единым пространством, в которое включены и передняя, и задняя страницы, и переплет», - пояснил Андрей Бондаренко, указывая на представленные на выставке увеличенные макеты своих обложек.
Бондаренко тоже считает, что оформление книги находится в упадке. Он видит в этом экономические причины – монополизация книжного рынка, крах маленьких издательств привели книжное оформление к безвкусице, поставив представления торговцев об обложке выше всех остальных.
«Обложки сегодня оторваны от реальности - от реальности книги, для которой они создаются, и от нашей реальности. Они не актуальны. Подход в издательствах к ним настолько вторичен, что созданием книжных обложек заработать на жизнь больше нельзя», - говорит Бондаренко. - «Обложки сегодня – это просто пирожки, которые неважно, кто съест».
Ситуацию Бондаренко видит безвыходной. «Война злобных бабуинов», в которую превратилась конкуренция на книжном рынке, убила обложку; по его мнению, это прямое последствие политики, проводимой в стране.
Главный редактор издательства «О.Г.И.» Максим Амелин смотрит на мир более оптимистично.
«Мы у себя в издательстве работаем на обложкой и работаем с авторами обложек. Мы стремимся к тому, чтобы обложки были не только качественными, но и разными. Думаю, выставки Бондаренко и Тишкова, которые открыты сегодня, - это очень полезное напоминание, которое будет услышано», - считает Амелин.
Читайте также про частную луну Леонида Тишкова