Энрико Саджезе, президент Итальянского космического агентства, рассказал на днях газете «Известия» про забытого на орбите узника российской космонавтики.
«В России есть космонавт, который провел на орбите 437 дней в переходный момент между Советским Союзом и Россией. Его забыли на космической станции «Мир», и у него были проблемы, связанные с космическим излучением, а также был нанесен огромный вред его мускулам и костям», сообщил он.
Речь, судя по всему шла про то, как на станции «Мир» был достигнут абсолютный рекорд продолжительности полета, и, что опять же важно, полета продуктивного и без существенной потери здоровья при возвращении.
Это сделал врач Валерий Поляков в своем длительном 437-суточном полете, и это был геройский поступок. Его полет был «репетицией» по длительности пилотируемого полета на Марс, о котором начали мечтать еще в первой четверти двадцатого века.
Сам Поляков рассказал сегодня тем же «Известиям», что не испытал никаких отрицательных последствий для здоровья в результате рекордного полета.
«Вреда здоровью не было. Я убежден, что летать можно сколько угодно, в том числе к другим планетам. И планируемый полет мы посвятили изучению медико-биологических возможностей человека в сверхдлительных полетах, сравнимых по протяженности с полетами к Марсу», уточнил он.
Идея же осуществить рекордный по длительности полет пришла к нему в 1992 году во время участия в московском симпозиуме «Человек в космосе».
«У нас была встреча с американскими астронавтами. Они сказали, что планируют осуществить полет длительностью 13 месяцев. А у нас на тот момент был рекорд 12 месяцев. Тогда у меня родилась идея, которую я и представил руководству космической отрасли: отправить меня на орбиту на 1,5–2 года. К тому моменту у меня за плечами уже была восьмимесячная командировка на «Мир». Планируемый полет мы хотели посвятить изучению медико-биологических возможностей человека в сверхдлительных полетах, сравнимых по протяженности с полетами к Марсу. Эта идея была поддержана на коллегии Росавиакосмоса», сказал космонавт.
Другие эксперты из космической отрасли, например Юрий Коптев, возглавлявший Российское космическое агентство в 90-е годы прошлого века, называют это заявление «явной глупостью».
«Сверхдлительная экспедиция Валерия Полякова на «Мир» была запланирована и прошла успешно, забыть на орбите космонавта невозможно», сказал он.
Академик РАН Юрий Семенов, возглавлявший в 1990-е годы ракетно-космическую корпорацию «Энергия», вспомнил, что один рекорд все же был поставлен почти случайно.
«Астронавтика Шеннон Лусид действительно побила рекорд по продолжительности пребывания женщины в космосе по стечению обстоятельств: за ней вовремя не смогли прислать шаттл, в результате чего она провела на орбите 188 дней, перекрыв рекорд Елены Кондаковой, пробывшей на «Мире» 5,5 месяца», вспомнил он.
Сам же Поляков считает, что проблемы в его полете, если и были, то совершенно другого свойства.
«На Землю отправлялись мои анализы крови, данные электрофизиологии сердца, кровенаполняемости органов. Чувствовал я себя хорошо, разве что иногда становилось тоскливо, скучал по дому», сказал космонавт.
Кстати, итальянский астронавт Паоло Несполи из Европейского космического агенства, сказал как-то раз, что после полугодового полета в космосе «gravitation sucks».