23 января 2020, четверг, 00:14

17 декабря 2012, 20:34

Черные дыры тратят на гамма-излучение одинаковый процент энергии

Черная дыра и выбрасываемые ей струи вещества

Черная дыра в центре галактики Центавр А
Фото: NASA

Исследователи США из Центра управления полетами им. Годдарда, обследовав множество черных дыр, пришли к выводу о том, что рождаемые ими струи вещества удивительно похожи. Статью о своем наблюдении они опубликовали в последнем номере журнала Science.

Черные дыры очень разнообразны. Их массы могут исчисляться десятком солнечных масс, а могут и миллиардом. Своей гравитацией все эти космические монстры безвозвратно утягивают в себя окружающую материю (чаще всего газопылевые скопления), однако не вся эта материя "утекает". Часть ее, разогнавшись под силой тяжести до скоростей, очень близких к световой, мощной струей вырывается из гравитационных тисков черной дыры, направляясь прочь вдоль оси ее вращения. Основная доля приобретенной энергии уходит на скорость, но часть превращается в гамма-излучение. Главной задачей исследования было выяснить, какая именно часть.

Независимо от происхождения, возраста и положения черных дыр, рождаемые ими струи превращают в гамма-излучение порядка 3-15% энергии.

Иссследование 293 обнаруженных ранее черных дыр дало удивительный результат – независимо от массы, возраста и местонахождения черных дыр, рождаемые ими струи превращали в излучение одну и ту же часть своей энергии. Процент этой энергии всегда один и тот же и находится в пределах 3-15%.

Черная дыра, возникшая вследствие коллапса умирающей очень крупной звезды, и другая, сверхмассивная, что, подобно пауку, сидит в центре супергалактики – совершенно разные образования. Но, по крайней мере, в отношении рождаемых ими струй вещества они оказались одинаковыми. "Каждая из них приводит к одним и тем же эффектам, различающимся только по масштабу", - утверждает Родриго Неммен, первый автор статьи в Science.

Исследования проводились с помощью наблюдений, сделанных космическими гамма-телескопами SWIFT и Fermi, запущенными соответственно в 2004 и в 2008 годах. Без них, утверждает Неммен, было бы просто невозможно добиться хоть какого-то результата.

Сейчас ученые намерены искать связь между черными дырами с помощью других наблюдений.