Научно-художественный симпозиум «BRAINSTORMS. Художник в контексте нейронаук» собрал в Лектории Политехнического музея крупнейших ученых и нескольких известных современных художников, чтобы они поговорили о творческой природе человека, возможностях искусственного интеллекта и происхождении человеческого сознания.
Идея симпозиума возникла после перформанса Марины Абрамович «В присутствии художника», в котором художница смотрела в глаза зрителям. Вслед за «виновницей торжества», итальянский ученый, инженер-специалист по роботам Антонио Келла побеседовал с корреспондентом Pro Science о том, как наука смотрела в глаза художникам:
Участие в симпозиуме стало для меня очень важным - и необычным - опытом. Это такая замечательная идея - собрать вместе ученых и художников и начать разговор. Ведь у науки и искусства совершенно разный язык, на одну и ту же вещь они смотрят с разных точек зрения. А здесь создано общее, в котором может происходить диалог. Например, я занимаюсь программированием роботов. И мне хотелось бы, чтобы художники узнали о том, что происходит в этой области науки, и каким-то образом использовали бы роботов в своем творчестве. Роботы могли бы стать новым инструментом в их работе. К примеру, я представляю себе драматическую постановку с участием людей и роботов - не для того, чтобы роботы заменили живых актеров, а чтобы найти какие-то совершенно новые формы выражения.
С другой стороны, для нас, инженеров, очень важный опыт - видеть художника в работе. Ведь это помогает нам понять сущность творческого акта, ведь если бы мы могли создать точное описание того, что это такое, то мы могли бы заложить способность к нему в робота; создать, так сказать, творческого робота. Одной из важных сторон художественного творчества является выражение эмоций - здесь тоже художники могли бы помочь нам придумать, как робот мог бы выражать эмоции и пробуждать определенные эмоции в зрителях. Художники также много работают с движением, с осознанием своего тела - и в этом отношении они также могли бы помочь сконструировать, так сказать, телесность и движение робота.
Один из роботов, о которых вы рассказывали в своей лекции, умел строить модель собственного тела...
Да, этот робот создан в Корнелльском университете США, мы в своей лаборатории также воспроизвели этот опыт. Он позволяет помочь нам понять, что делает робот до того, как он начинает что-то делать, как он строит схему своего тела и окружающего пространства.
Как же он это делает?
Он перемещается в пространстве, взаимодействуя с окружающими предметами, и создает внутреннюю карту того, что вокруг, но не только это - он также создает внутренний образ себя. Затем он использует эти схемы для дальнейших действий, а также для восстановления в случае повреждения. Мы говорим об устойчивости к внешним воздействиям. Такие роботы, способные ориентироваться в окружающем пространстве, могут быть использованы в таких ситуациях, где участие человека представляет опасность, например, внутри ядерного реактора.
Какой мозг у этих роботов?
Обычно это компьютер. Робот через Wi-Fi подсоединен к отдельному от него компьютеру. Некоторые вычисления, например, относящиеся к обработке образов с видеокамеры, делает сам робот, другие, более сложные, совершаются на другом компьютере.
Есть ли какая-то программа или такой центр, где широкая публика может ознакомиться с достижениями робототехники?
В Милане проходит ежегодная ярмарка роботов. Возможно, есть другие. Мне бы, конечно, хотелось, чтобы их было больше. Мне важно услышать мнение широкой публики.
Как простому человеку лучше понять, что происходит в робототехнике?
Намного лучше что-то попробовать своими руками, чем прочитать сотни книг. Есть недорогие роботы, можно попробовать купить его, научиться с ним обращаться, запрограммировать... Лучший способ познания - через практику.
А как вы пришли к занятиям этой темой? Вы с детства увлекались роботами?
Да, я любил научную фантастику. В моем университете в Палермо не было ни курсов, ни лаборатории по робототехнике, поэтому я решил начать работу в этом направлении. Мы создали лабораторию с нуля.
Что самого интересного произошло в вашей области науки за последнее время?
Я считаю очень важным открытие зеркальных нейронов. Это открытие было сделано на обезьянах, то же самое происходит и у людей. Когда мы видим, как что-то происходит, например, человек поднимает руку, в моем мозгу активируются те же самые нейроны, которые действуют, если я сам поднимаю руку, - я как бы повторяю это действие в своем мозгу. Это важно для робототехники, потому что мы можем довольно легко воспроизвести этот механизм в роботе.
Каковы возможности автономного действия роботов на данный момент?
В основном они предпрограммированы в очень значительной степени. Но они могут, например, узнавать и отслеживать передвижения людей.